Урок 53. Речевая ситуация: составление объявления. Комплексное повторение пройденного
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Повторить работу с объявлениями; продолжить наблюдать за устойчивыми сочетаниями слов и словами, сходными по звучанию; отработать порядок действий при обнаружении «опасного» места и порядок действий при списывании; повторить приём развёрнутого толкования для установления словообразовательных связей между словами; повторить звуковой анализ
Ключевые понятия
-
Устная речь, устойчивые сочетания, слова, сходные по звучанию, ошибкоопасные места, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, развернутое толкование, перенос слов, транскрипция, слогоударные схемы, постановка вопроса у слову, сочетание жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн, работа в паре, словарные слова, имена собственные, правописание имён собственных, знаки препинания в конце предложения, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 4. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при обнаружении «опасного» места. Выполняется фронтально в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся, в остальных может не проводиться. Слова с пропусками необходимо выписать на доске и проанализировать аналогично тому, как это делалось на предыдущих уроках, при необходимости объясняя значение слов |
3 | 5.1. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — повторение использования приёма развёрнутого толкования. Рекомендуется записать на доске: голубика — голубая, черника — чёрная, костяника — костяная. Возможно, ученики зададут вопрос о названиях других ягод, например земляники, клубники, брусники, ежевики. Слово земляника образовано от прилагательного земляной («земляная ягода, стелется по земле»), а слова клубника, брусника, ежевика не могут быть объяснены через значение других слов (в современном русском языке эти слова непроизводные) |
4 | 5.2. Повторение и закрепление ранее изученного материала | |
5 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — продолжение наблюдения за словами, сходными по звучанию (термин «омонимы» не употребляется). Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Следует обратить внимание не только на совпадение звучания имени мальчика Серёжа и названия соцветия растений — берёзовая серёжка, ольховая серёжка, но и на то, что такое совпадение звучания слов используется для создания юмористического текста |
6 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 6 (язык) в учебнике — повторение звукового анализа. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Звук [ш] в тексте из упражнения 5 встречается четыре раза: в словах Алёша, серёжками, лучше, Алёшками |
7 | 8. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
8 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых буквосочетаний за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основную трудность при работа на первых двух строчках представляет написание петли в букве ц. Перед началом работы важно ещё раз продемонстрировать на доске написание буквы ц и возможные ошибки. В зависимости от уровня класса учитель решает, какое задание он предложит первым. В классе с хорошим уровнем графического навыка целесообразно предложить учащимся сначала прописать в рабочих тетрадях строчную букву ц за одно движение, а потом попробовать написать за одно движение отрабатываемые буквосочетания. В классе с большим количеством детей, испытывающих трудности в формировании графического навыка, не стоит форсировать события и предлагать писать букву ц за одно движение. В таком классе учитель сразу предлагает работать в тетрадях на печатной основе, но при этом буквосочетания на первой и второй строчке пишутся за два движения: пауза делается перед написанием петли, за второе движение прописывается петля и последующая буква |
9 | 10.1. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — закрепление написания словарных слов. Проводится в два этапа: сначала в ходе фронтальной работы в слова вписываются буквы, при этом учащиеся по цепочке называют букву, которую нужно вписать в слово. Работая со словами Москва и Россия, учащиеся обязательно должны объяснить, почему эти слова написаны с заглавной буквы. На втором этапе учащиеся самостоятельно работают с предложениями. Такой вариант организации работы с заданием возможен в классе с хорошим уровнем усвоения материала. В слабом классе работу лучше организовать максимально развёрнуто, с орфографическим проговариванием слов. После проговаривания буква называется и вписывается. Перед записью слов в предложения учащиеся также проговаривают их орфографически |
10 | 10.2. Дополнительный материал | |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — отработка умения соотносить звуковую модель, слогоударную схему, транскрипцию и буквенную запись слова. Поскольку упражнение относится к трудным, его можно не выполнять со всем классом, а во время дифференцированной работы предложить сильным учащимся. Вариант выполнения. Фронтальное выполнение с подробным комментированием. В процессе выполнения этого задания учитель на доске, а ученики в тетради заполняют пропуски в таблице. При работе с первой строкой вначале составляется звуковая схема слова угол, затем — слогоударная схема, затем записывается транскрипция. Следует напомнить, что ударение необходимо ставить и в модели слова, и в слогоударной схеме, и в транскрипции. Далее анализируется вторая строка таблицы. Учащиеся читают транскрипцию слова уголь, определяют, что необходимо составить звуковую модель этого слова и сделать буквенную запись. Учащиеся читают слово и убеждаются, что приведённая слогоударная схема соответствует слову уголь. Аналогично проводится работа со словами дочка и друзья. Возможная трудность. Перед записью слова дочка нужно вспомнить правило написания сочетаний чк, чн. Дополнительные вопросы и задания 1. В каком из этих слов все согласные звуки твёрдые? (Угол.) 2. В каких словах ударным является первый гласный звук? 3. В чум различие моделей слов угол — уголь, точка — дочка. 4. Найти слово, которое отличается от остальных местом ударения. (Друзья.) 5. Подобрать несколько слов, у которых такая же звуковая модель, как у слова друзья. 6. Одинаковую ли работу выполняет мягкий знак в словах друзья и уголь? |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется письменно в парах упражнение 5 в рабочей тетради — закрепление правила написания буквосочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу, чк, чн. Можно предложить учащимся в парах договориться, кому из них писать слова первого и второго столбиков, а кому — второго и третьего столбиков. Дополнительное задание. Придумать с несколькими словами предложения, самые интересные записать под диктовку учителя |
13 | 13. Дополнительный материал | Упражнение 6 в рабочей тетради по целям сходно с предыдущим упражнением 5. Выполняется письменно, самостоятельно; учащиеся работают каждый в своём темпе. Можно посоветовать учащимся перед записью провести карандашом линии от слов к нужным строчкам |
14 | 15. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 8 в рабочей тетради — работа с деформированным текстом. Этот вид упражнений уже неоднократно встречался учащимся, тем не менее необходимо ещё раз проговорить последовательность действий при его выполнении. Выполняется фронтально, на доске необходимо продублировать материал упражнения. Данный текст отличается от аналогичных объёмом (семь предложений). В ходе работы чётко контролируется постановка знака препинания в конце предложения, написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. При делении текста на предложения учащиеся обнаружат, что не во всех случаях необходимо вносить изменения, так как три предложения в тексте начинаются с имён собственных. Возможная трудность. До начала списывания следует попросить учащихся подчеркнуть «опасные» места в словах скоро, разъедутся, поедет, проведёт, пролетит. Слова кончится, отдыхать, с родителями, в сентябре поделить на слоги и при списывании обратить на них особое внимание. При проверке текст прочитывается ещё раз целиком, оценивается целесообразность сделанных изменений |
15 | 16. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 9 в рабочей тетради — закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. |
16 | 18. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |