Урок 53. Рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Чтение и анализ рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека»
Задачи урока
- Читать, обсуждать и анализировать рассказ М. А. Шолохова «Судьба человека», познакомиться с историей создания рассказа, его художественными особенностями
Виды деятельности
-
Комментированное чтение, работа с текстом, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
рассказ, герой, завязка, кульминация, развязка, пейзаж
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Лекция учителя об истории создания рассказа М. А. Шолохова «Судьба человека» (на материале МП Б. А. Ланина, стр. 194–197.) В качестве вводного этапа учащиеся слушают песню М. В. Исаковского «Враги сожгли родную хату…». Обсуждают перекликающиеся мотивы в песне и в рассказе М. А. Шолохова. – Как перекликаются между собой два произведения: стихотворение Исаковского и рассказ Шолохова? – В чём сходство судеб солдат, изображённых в двух произведениях? – Могло ли стихотворение Исаковского «Враги сожгли родную хату…» послужить творческим стимулом к созданию рассказа «Судьба человека»? – Какие события из рассказа можно было бы проиллюстрировать песней? |
2 | 2. Повторение пройденного. Проверка домашнего задания | Учащиеся отвечают на вопросы рубрики «Выскажите своё отношение к прочитанному». 1. Как вы думаете, судьба Андрея Соколова – трагическая или героическая? Какие события сформировали его характер? 2. Когда, в каких ситуациях проявлялся характер Андрея Соколова? 3. Кто из персонажей рассказа, кроме Андрея Соколова, запомнился вам? В чём заключается роль этих персонажей в рассказе «Судьба человека»? 4. Почему Андрей Соколов рассказывает эту историю своему собеседнику, а не непосредственно читателям? |
3 | 3. Повторение и закрепление пройденного, работа с текстом | Комментированное чтение фрагментов рассказа «Судьба человека», анализ текста и обсуждение прочитанного с опорой на интерактивные задания. – Рассказ о человеческой судьбе начинается с пейзажа. Почему? Как этот композиционный приём помогает нам понять жизнь и судьбу Андрея Соколова? – Сначала автор-рассказчик знакомится с мальчиком, а уже потом с главным героем своего рассказа. Подумайте почему. – До начала войны главный герой был обычным, ничем не примечательным человеком. Проследите, какие события влияли на героя. Но изменился ли его характер? Может, Андрей Соколов всего лишь следовал своей судьбе? – Герой рассказа часто совершает неожиданные для читателя поступки. Более того — многие поступки оказываются неожиданными и для него самого. Вспомните, как и при каких обстоятельствах Андрей Соколов находит в себе силы для того, чтобы преодолеть себя. – Что общего между судьбами Ванюши и Андрея Соколова? Как они нашли друг друга? |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Подготовиться к обобщающему уроку и самостоятельной работе по теме «М. А. Шолохов. "Судьба человека"». 2. Творческое задание: Составить сценарный план фильма по рассказу «Судьба человека», используя рекомендации из рубрики «Творческое задание (проект)» (ч. 2, с. 229). 3. Найти иллюстрации к повести «Судьба человека». |