Урок 53. О жизни и творчестве Е. Л. Шварца. «Сказка о потерянном времени»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомиться с творчеством Евгения Шварца
Задачи урока
- 1. Изучение нового вида художественной литературы – фантастики.
- 2. Рассказ о жизни и творчестве Евгения Шварца.
- 3. Анализ «Сказки о потерянном времени».
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение
Ключевые понятия
-
Шварц, сказка, фантастика
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Учитель рассказывает о творчестве Е. Шварца. При подготовке этого рассказа можно использовать воспоминания друга Е. Шварца писателя Алексея Ивановича Пантелеева. Эти воспоминания помогут учащимся полнее представить личность писателя. Также учитель объясняет, чем отличается фантастическое произведение, каковы его основные признакию На экране портрет писателя |
2 | 2.1. Проверка домашнего задания и закрепление ранее изученного материала | Ребята выполняют тестовое задание (творчество Е. Шварца) |
3 | 2.2. Проверка домашнего задания и закрепление ранее изученного материала | Ребята выполняют тестовое задание (творчество Е. Шварца) |
4 | 2.3. Проверка домашнего задания и закрепление ранее изученного материала | Ребята выполняют тестовое задание (творчество Е. Шварца) |
5 | 3. Выразительное чтение сказки | Начинает читать выразительно «Сказку о потерянном времени» учитель, продолжают ребята. Комический диалог Пети с тётей Наташей, разговор волшебников читаются по ролям (выводится на экран), можно даже инсценировать эти фрагменты. Вопрос для обсуждения: Какие чувства вы испытали, читая сказку? Ученики выбирают интересный фрагмент и самостоятельно подготавливают его выразительное чтение |
6 | 4.1. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Ребята выполняют тестовое задание. Затем отвечают на вопросы: 1. Почему превратившийся в дедушку Петя вызывает улыбку? Как автор создаёт комический эффект? 2. Обратите внимание на то, как выглядит герой, о чём он думает и как себя ведёт, например, когда идёт в лес или в лесном домике перед тем, как заснуть. 3. Состарился ли Петя на самом деле? 4. Как выглядели волшебники, когда Петя увидел их в лесном домике? 5. Понял ли он из их разговора, почему превратился в старика? Подтвердите ответы текстом. 6. Какие комические ситуации помогли Пете разыскать остальных «состарившихся» девочек и мальчиков? 7. Как автор изображает нелепость их поведения? 8. Расскажите, как дети победили волшебников. Автор пишет, что это были «злые волшебники». Действительно ли они были злыми? Разве в их действиях не было справедливости? 9. Главный герой Петя, превратившись в старика, очень переживает. Какие слова помогают понять, о чём он сожалеет? Найдите их в тексте и прочитайте. |
7 | 4.2. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Ребята выполняют тестовое задание. |
8 | 4.3. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Ребята выполняют тестовое задание. |
9 | 5. Информация о домашнем задании | После просмотра отрывка из фильма дать задание на дом: Прочитать в учебнике статью «Время в литературе» (с. 299, 300) |