Урок 52. Тема «Произведения о детях». Н. Некрасов «Саша» (отрывок из поэмы)
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – знакомить с выразительными средствами языка;
- – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.).
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним;
– объяснять авторскую точку зрения.
-
Жанр, тема, стихотворение, Н. Некрасов
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | – Ребята, давайте вспомним произведения из нашего раздела и проведём игру «Вспомни и назови». – Как называется наш раздел в учебнике? (Ученики называют произведения, а учитель дополнительно задаёт 2–3 вопроса: назвать героев, рассказать строки наизусть, назвать другие произведения этого автора, найти и прочитать абзац и т. д. На основе такого мини–опроса возможно оценить работу ученика.) |
2 | 2. Литературный диктант | – А теперь вспомним фамилии поэтов, чьи произведения мы читали во 2 классе. (Методика проведения литературного диктанта дана в пособии «Оценка достижения планируемых результатов по литературному чтению». Автор Л. А. Ефросинина. В 2–х частях. Часть 1. Учитель читает имя и отчество писателя, а ученики на отдельных листочках записывают фамилии авторов: – Иван Саввич, Агния Львовна, Александр Сергеевич, Иван Захарович, Сергей Александрович.) – Проверьте свои работы. Оцените свои работы. – Назовите произведения этих авторов. Назовите стихотворения, с которыми мы знакомились в разделе «Снежок порхает, кружится…». |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Сегодня мы познакомимся с новым стихотворным произведением. Найдите в учебнике Николая Алексеевича Некрасова. – Как оно называется? Прочитайте заголовок. – Прочитайте подзаголовок. О чём он нам говорит? (Это часть произведения.) – С отрывками из поэмы «Саша» мы будем ещё встречаться и в 3, и в 4 классах. – А теперь прочитайте самостоятельно. – Кто рассказчик в этом произведении? – Как няня относится к Саше? Подтвердите словами из текста. – Рассмотрите иллюстрацию. Какие слова из текста к ней подходят? – Какой вы представляете девочку? Расскажите. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Прочитайте 4 строки. Найдите рифмы. (Можно сделать схему, так как впервые ребята встречают вариант парной рифмы.) – Прочитайте оставшиеся 4 строки. Найдите рифмы здесь. – Как вы понимаете слова «летела стрелой»? – Прочитайте слова: сани – санки – салазки. (Записаны на доске.) – Какое из них есть в стихотворении? Прочитайте эти строки. – Что такое сумерки? (Сумерки — полутьма между заходом солнца и наступлением ночи.) |
5 | 5. Обогащение читательского опыта | – Поэтический рисунок в стихотворном тексте создают не только необычные сравнения и рифмы, но и паузы! Именно паузы позволяют с правильной интонацией прочитать стихотворный текст. Различают короткую, длинную, очень длинную паузы. – Послушайте. (Учитель читает отрывок, соблюдая паузы.) Обратите внимание. На данном этапе можно вводить понятие о паузах:/ — короткая, // — длинная, /// — очень длинная. Длинная пауза в этих стихах разделяет предложения: «В зимние сумерки нянины сказки Саша любила //». «Поутру в салазки Саша садилась / …» «Саша, салазки свои погоняя, / весело мчится // «. «На полном бегу набок салазки // — и Саша в снегу // …» – Тренировочное чтение с учётом пауз. |
6 | 6. Работа с новым произведением | – Послушайте стихотворение Афанасия Афанасиевича Фета. – Какое настроение передаёт поэт в стихотворении? – Сравните его с произведением Некрасова «Саша». Чем они похожи? |
7 | 7. Обобщение изученного: работа с таблицей | – Какое произведение о зимних забавах ребят мы уже читали? (Суриков «Детство».) – Прочитайте его выразительно или расскажите наизусть. – Сравним произведение Н. Некрасова и И. Сурикова. – Самостоятельно заполните таблицу. Проверьте свою работу. Оцените её. |
8 | 8. Обобщение изученного | – Назовите фамилию автора, который написал произведение, с которым мы сегодня познакомились. (Некрасов.) – Какое произведение Николая Алексеевича Некрасова мы изучали в 1 классе? |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Выучите наизусть произведение Н. Некрасова «Саша» (отрывок). – Найдите в библиотеке книгу с произведением Н. Некрасова «Дедушка Мазай и зайцы», рассмотрите её и прочитайте. |