Урок 52. Б. Л. Пастернак, Д. Самойлов, Е. А. Евтушенко, Б. Ш. Окуджава. Лирика
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Отличать стихотворную речь от прозаической. 2. Находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. 3. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлаботонической системы стихосложения. 4. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.
Задачи урока
- 1. Воспитание любви к природе.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческого термина «лирический герой»
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
автор и лирический герой в стихотворении; пейзаж в лирике
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания. Выразительное чтение | Стихотворения (на выбор) читают учитель и подготовленные учащиеся. |
2 | 2. Анализ стихотворений | Работа над стихотворениями организуется по вопросам рубрики «Обсудим вместе» (учебник, ч. 2, с. 24). Вопрос 9 (Какие из этих стихотворений можно назвать пейзажными? Свой ответ обоснуйте) можно задать сразу после вопроса 1, направленного на выявление читательского восприятия. При работе с заданием 8 (Докажите, что стихи поэтов XX века очень музыкальны. Покажите на примере одного из них, как создаётся их напевность, мелодичность). |
3 | 3.1. Прослушивание песен. Проверка знаний | После аргументированных ответов учащихся уместно дать им прослушать песни на стихи Пастернака и Окуджавы для усиления эмоционального воздействия. Ребята выполняют задания. |
4 | 3.2. Прослушивание песен. Проверка знаний | |
5 | 4. Информация о домашнем задании | Слайд-шоу, посвящённое Евгению Евтушенко. Домашнее задание: 1. Выучить любое из проанализированных на уроке стихотворений наизусть. 2. Поскольку более подробный разговор о поэтах, чьи стихотворения изучаются в этом разделе, предстоит учащимся в старших классах, можно дать отдельным ученикам индивидуальные задания: подготовить краткую биографическую справку о поэте (в какое время жил, как воспринимался современниками, какова основная тема творчества). Это позволит шестиклассникам получить первоначальное представление об авторах и разграничить их поэтические индивидуальности. |