Урок 51. С. А. Есенин. Лирика
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Отличать стихотворную речь от прозаической. 2. Находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. 3. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлаботонической системы стихосложения. 4. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.
Задачи урока
- 1. Воспитание любви к природе.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческого термина «лирический герой».
- 3. Выразительное чтение стихов наизусть.
- 4. Конкурс “Лучший чтец”.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
автор и лирический герой в стихотворении; пейзаж в лирике
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выразительное чтение учителем | Учитель выразительно читает стихи С. А. Есенина. Класс развбирает их по вопросам учебника (учебник, ч. 2, с. 14). 1. Стихотворение «Сыплет черёмуха снегом...». Какое настроение создаёт стихотворение? Найдите слова, которые помогают понять, какое время года описывает поэт. Настроение школьники определяют как восторженное, радостное, лирический герой «одурманен весной». Такое состояние часто ассоциируется в лирике с весной, когда пробуждается природа, появляются яркие краски, «среди ярких цветов много зелёного, но даже он разных оттенков: от бледного фисташкового цвета едва появляющихся росточков до насыщенного изумрудного цвета блестящих листочков мать-и-мачехи», воздух наполнен ароматом молодой травы, набухшими клейкими почками деревьев. На весну указывают цветущая черёмуха и появившаяся зелень, прилетевшие в распаханное поле грачи, песни птиц в лесу. Перемены в природе связаны с переменами в жизни лирического героя, которого «радуют тайные вести, светятся в душу...», думает он только о невесте и поёт о ней, он счастлив так, что ему хочется бегать. 2. В стихотворении «Край любимый! Сердцу снятся...» поэт признаётся в любви к своей малой родине. Он прямо называет край любимым. Но об этом говорит и то, как он описывает его, какие чувства испытывает. Поэт стремится слиться с природой, «затеряться в зеленях» его «стозвонных», его сердцу снятся «скирды солнца», резеда и кашка, «ивы — кроткие монашки». 3. Читая стихотворение «Топи да болота...», представляются картины хвойного леса с тёмными елями под синим небом, луг, по которому едет обоз, ракиты, растрёпанные ветром. Много цвета самых разных оттенков: от тёмно-зелёного до зелёного с позолотой и, конечно, пронзительно синий — цвет небес. Целесообразно выписать тропы в рабочую тетрадь. Среди изобразительно-выразительных средств, как правило, ребята отмечают метафоры «сыплет снегом», «вести светятся в душу», «ивы — кроткие монашки», «лесные кудри», олицетворения «вызванивают в чётки ивы», «слухают ракиты», эпитеты «шёлковые травы», «хвойная позолота», «синий плат» и, конечно, эпитеты, относящиеся к родному краю, «любимый», «забытый», «родной». |
2 | 2. Выразительное чтение наизусть | После разбора стихотворений, определения настроения, которое они создают, целесообразно послушать выразительное чтение наизусть. До или после чтения стихотворения каждый школьник обосновывает свой выбор. Возможно, критерием выбранного стихотворения будет совпадение настроения учащегося с состоянием лирического героя, с его отношением к природе, родной земле, а может быть, понравившиеся пейзаж, необычные образы. Во время чтения стихотворения очень важно передать чувства поэта, его мысли. |
3 | 3. Конкурс на лучшее чтение | Можно провести конкурс на лучшее чтение стихотворения, пусть слушатели доброжелательно оценивают выступающих и голосованием выбирают победителя. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | На экране портреты поэтов. Домашнее задание: Подготовиться к уроку, посвящённому творчеству Б. Л. Пастернака, Д. Самойлова, Е. А. Евтушенко и Б. Ш. Окуджавы. |