Урок 51. Речевая ситуация: составление кратного рассказ об увиденном. Отработка умения задавать вопросы к словам, повторение правила переноса слов
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Моделировать речевую ситуацию рассказа о цирке; знакомить с заимствованными словами; закрепить умение задавать вопросы к словам; повторить правило переноса слов и правило правописания сочетания ши; продолжить наблюдать за словами, которые можно записать цифрами; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, речевой этикет, постановка вопроса у слову, сочетание ши, запись слова цифрой, работа в паре, самоконтроль, словарные слова, имена собственные, правописание имён собственных, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — моделирование речевой ситуации рассказа о цирке на основе текста. Текст читает учитель. Если ученики не были в цирке, не видели цирковых представлений по телевизору и, следовательно, не могут ответить на вопрос к упражнению, рекомендуется сразу перейти к обсуждению рубрики. Однако в этом случае потребуется дополнительный наглядный материал: рисунок, фотография, фрагмент фильма, где чётко видно изображение цирковой арены |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует наблюдение за значением слова, которое заимствовано из другого языка |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике знакомит с заимствованными словами. Материал рубрики читает учитель |
5 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 2 (язык) в учебнике — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется аналогично упражнениям из предшествующих уроков |
6 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — повторение правила написания сочетания ши, отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся |
7 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
8 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых буквосочетаний за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. На первой строчке также прописываются буквосочетания, в которых встречается отрабатываемый образец: ех, еж, ез, при этом не требуется написание этих буквосочетаний за одно движение |
9 | 11. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — наблюдение за группами родственных слов, закрепление умения определять, на какой вопрос отвечает слово. Возможны два пути выполнения: последовательно работать со словами-подсказками, определяя место записи каждого, или работать с группами родственных слов, подбирая из слов-подсказок нужные слова для заполнения строчек. На данном этапе предпочтительнее организовать работу по группам родственных слов. Во время проверки учитель предлагает учащимся обратить внимание на то, что общая часть в словах крикливый, кричать различается последней буквой (чередование в корне — -крик- / -крич-). В слове ночь после ч (на конце слова) пишется мягкий знак, а в слове ночной — нет. С правописание сочетаний чк, чн дети познакомились на уроке 43, а в правописанием таких слов, как ночь, дочь и др., познакомятся во 2 классе. Дополнительные вопросы 1. Что объединяет слова в столбиках? (Отвечают на один и тот же вопрос.) 2. Что объединяет слова в строчках? (Это родственные слова.) |
10 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — повторение правила написания заглавной буквы. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов. Для предупреждения возможной ошибки учитель обращает внимание на слово вылепила и просит назвать возможные варианты заполнения пропуска. Слабых учеников надо попросить провести линии от слов к нужным строчкам и поднять руку после завершения работы. Вписывать слова учитель разрешает только после проверки: такая форма организации работы поможет избежать ошибок |
11 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — отработка написания словарных слов в процессе работы с кроссвордом. Выполняется письменно, в парах. Ответы: 1. Картина. 2. Медведь. 3. Москва. 4. Ребята. 5. Город. 6. Спасибо. 7. Деревня. При проверке нужно проследить, чтобы слово Москва было написано с заглавной буквы |
12 | 15. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 7 в рабочей тетради — отработка умения выбрать подходящее слово речевого этикета. Начинается с фронтального обсуждения, продолжается как самостоятельное: ученики вписывают слова. Дополнительный вопрос. Какие ещё вежливые слова вы знаете? |
13 | 16. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 8 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Учитель обращает внимание учащихся на постановку знаков препинания и на написание слов: (на) арену, цирк, костюмы, канаты, оркестр. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса. Возможная трудность. Чтобы предупредить ошибки в написании слов воздушные, гимнасты, серебристые, засветились, заискрились, уцепились, подниматься, целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть «опасные» места, разделить слова на слоги, прочитать ещё раз и при списывании обратить на них особое внимание |
14 | 17. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |