Урок 50. «Произведения о детях». Литературное слушание. В. Железников «История с азбукой»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить определять жанр и тему прослушанного произведения.
- Воспитывать доброе, отзывчивое отношение.
- Расширять читательский опыт.
- Составлять схематический план и учить пересказывать по нему
Виды деятельности
-
Правильно называть произведение (фамилию автора, заголовок), указывать жанр (что это?) и тему (о ком или о чём?) произведения.
Выражать своё отношение к произведению, к герою.
Рассказывать по готовому плану.
Учиться доброте и отзывчивости
Ключевые понятия
-
Тема, жанр, автор, рассказ, В. Железников
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.1. Выявление читательского опыта | Учитель. Ребята, кто выполнил мою просьбу и принёс книги Агнии Львовны Барто? Большое вам спасибо! Рассмотрим книги, которые принесли ребята. О чём они? Кто знаком с произведениями, которые вошли в эти книги? Прочитайте заголовки произведений. (Организуется работа с выставкой книг.) |
2 | 1.2. Выявление читательского опыта | Учитель. Ребята. А теперь давайте вспомним стихотворение «В школу». Рассмотрите модели обложек. Какая из них подходит к произведению Барто? Докажите. Сегодня мы продолжим знакомиться с творчеством авторов, которые писали о детях |
3 | 2.1. Обогащение читательского опыта | Учитель. Перейдём к работе с произведением. Послушайте. (Учитель читает произведение. Если у учащихся есть учебные хрестоматии, то они закрыты.) Первичная беседа Учитель. Ребята, понравилось ли вам произведение? Что понравилось? А что нет? Моделирование Учитель. Возьмём лист бумаги и покажем, что вы слушали. (Дети берут свои листочки и располагают их вертикально.) Сегодня мы встретились с новым жанром – это рассказ. Договоримся, что если мы слушаем или читаем рассказ, то будем изображать прямоугольник. Покажите на своих моделях, что слушали. (Ученики изображают прямоугольник.) Почему мы выбрали прямоугольник? (Это рассказ.) О ком или о чём этот рассказ? (Дети высказывают свои предположения.) Это рассказ о детях. Какой цвет мы выбираем, чтобы показать тему произведения о детях? (Жёлтый.) Итак, почему мы выбрали для нашего рассказа, который вы слушали, жёлтый цвет? (Ученики объясняют.) А написал этот рассказ Владимир Железников. Давайте покажем на модели фамилию автора. А как может называться рассказ? (Дети подбирают варианты заголовков.) Писатель озаглавил свой рассказ «История с азбукой». Покажем на модели заголовок. С каким произведением мы сегодня будем работать? (Это рассказ о детях «История с азбукой» Владимира Железникова.) |
4 | 2.2. Обогащение читательского опыта | Учитель. Вспомним рассказ. Кто помог детям? Какой эпизод рассказа показался вам грустным? Когда вы радовались? Кто из героев рассказа вам особенно понравился? Рассмотрим иллюстрации. Прочитаем отрывки, которые подходят к ним |
5 | 2.3. Обогащение читательского опыта | Учитель. А теперь будем учиться составлять план рассказа. Для этого послушаем рассказ ещё раз и, используя систему заместителей, представим последовательность событий. Какие герои нам встретились в рассказе? (Девочка, Юра, Серёжа, мальчик.) Будем использовать для замещения первую букву. Девочка – , Юра – , Серёжа – , мальчик – (Учитель читает рассказ по частям. Ученики работают на обратной стороне листочка.) Выполнение интерактивного задания |
6 | 3. Обобщение изученного | Учитель. Что вы сегодня слушали? (Рассказ.) О чём или о ком этот рассказ? (О детях.) Кто написал этот рассказ? Назовите заголовок рассказа. (Хором все вместе проговаривают.) Сегодня мы познакомились с рассказом о детях Владимира Железникова «История с азбукой». Изготовим книжку. (Учитель собирает листки и подписывает книжку-самоделку.) |
7 | 4. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | Учитель. Найдите книгу о детях. Придумайте историю из жизни первоклассника или рассказ «Мой первый школьный день» |