Урок 50. Поэма «Василий Тёркин». Главы «О награде», «Кто стрелял», «Гармонь», «Два солдата», «О себе»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Чтение и обсуждение глав «О награде», «Кто стрелял», «Гармонь», «Два солдата», «О себе»
Задачи урока
- Читать и обсуждать поэму А. Т. Твардовского «Василий Тёркин». Проанализировать ритмическую организацию поэмы, художественные приёмы и их роль. Рассмотреть, какими средствами создаётся образ природы в поэме.
Виды деятельности
-
Выполнение интерактивных заданий, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, обсуждение проблемных вопросов
Ключевые понятия
-
поэма, ритм, тип рифмовки, антитеза
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Проверка домашнего задания: учащиеся демонстрируют найденные дома иллюстрации к поэме «Василий Тёркин». – Какие черты героя поэмы лучше всего отразили художники? – Какие эпизоды поэмы они выбрали для изображения? Почему? – Если бы вы рисовали Тёркина, каким бы вы его изобразили и какой сюжет выбрали бы для своей картины? – Прочитайте наизусть выбранный фрагмент поэмы. (Чтение учащихся комментируется одноклассниками и учителем.) |
2 | 2. Закрепление усвоенного материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Комментированное чтение глав «О награде», «Кто стрелял», «Гармонь», «Два солдата», «О себе». Выполнение интерактивных заданий и обсуждение поэмы. – Перечитайте монолог Тёркина в главе «О награде». Каким способом автор достигает комизма? Меняется ли в главе интонация? – Какая тема является ведущей в главе «Гармонь»? Что символизирует собой подарок танкистов? (В главе «Гармонь» важна тема памяти: танкисты дарят Тёркину гармонь своего погибшего командира, потому что именно когда Тёркин играет на ней, она живет, а значит, живет и память о ее предыдущем хозяине. Когда звучит музыка, бойцы забывают о том, кто играет и чья гармонь, музыка дарит им радость даже посреди войны.) – Исследователи творчества А. Т. Твардовского отмечают оригинальность ритма и рифмовки поэмы. Размер, которым она написана, характерен для народной поэзии. Определите размер и типы рифмовки в задании. Найдите другие примеры богатства рифмовки на материале поэмы. Какую изобразительную роль играет ритм в произведении? – Сравните две войны, о которых спорят старик и Тёркин в главе «Два солдата». Какая, на ваш взгляд, страшнее? Почему Тёркин уверен в победе? – Какой жанр устного народного творчества напоминает глава «Два солдата»? Подтвердите свою мысль примерами из текста. Сделайте вывод о связи поэмы Твардовского и устного народного творчества. – Чем Тёркин похож и чем не похож на новобранцев в главе «Кто стрелял?» Почему именно он – герой поэмы? – Какую роль играют картины мирной жизни в главах «О себе» и «Кто стрелял»? – Почему автор включает в повествование главу «О себе» и прерывает повествование своими рассуждениями? – С помощью каких средств создаётся образ родной земли в поэме? |
3 | 3. Информация о домашнем задании | 1. Прочитайте главы поэмы «Василий Тёркин» «Бой в болоте», «Смерть и воин». 2. Подготовьтесь к самостоятельной работе по теме «Поэма А. Т. Твардовского "Василий Тёркин"» 3. Подготовить инсценировку главы «Два солдата» |