Урок 5. Жизнь и творчество Д. И. Фонвизина. Комедия «Недоросль»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с биографией и творчеством Д. И. Фонвизина
Задачи урока
- Осветить факты биографии Д. И. Фонвизина, его творческий путь. Изучить историю создания комедии «Недоросль». Читать сцены из комедии
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, выразительное чтение по ролям, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Классицизм, просвещение, комедия, сатира, действующие лица
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Этап усвоения нового материала | Лекция учителя: знакомство с биографией Д. И. Фонвизина (см. учебник 1 ч. С. 31–34). В соответствующих местах подкрепляется материалами объекта |
2 | 2. Этап повторения и закрепления изученного материала | Задание на сравнение биографий и творчества Мольера и Фонвизина. |
3 | 3. Этап изучения нового материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учащимся предлагается прочитать по ролям фрагменты комедии «Недоросль». Затем – высказать свое отношение к прочитанному. – Какова основная тема комедии? – Было ли вам смешно, когда вы читали пьесу целиком и ее фрагменты – по ролям? – Хотели бы вы посмотреть ее в театре? – Вспомните, какова была реакция современников на выход комедии «Недоросль»? Как вы считаете, почему она имела успех? – Послушайте ряд высказываний других знаменитых писателей и попробуйте выделить общее направление их отзывов. (Учащиеся должны сделать вывод о сатирической и просветительской природе комедии. Многие авторы рецензий говорят о том, что несмотря на свою остроту, эта пьеса не была запрещена в свое время имела успех. Время правления Екатерины II поощрялись искусства, образование и просвещение, а невежество и пошлость порицались. Образ просвещенной монархини, которым гордилась Екатерина, безусловно, повлиял на судьбу как пьесы и драматурга в частности, так и развитие искусства в России в целом.) |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Выполнить исследовательское задание в тетради. Д.И. Фонвизин любил комедии Мольера. Проведите небольшое школьное исследование о сходстве и различиях пьес «Мещанин во дворянстве» и «Недоросль». Сравните: 1) сюжеты двух пьес; 2) образы главных персонажей; 3) комические ситуации, в которые попадают герои; 4) положительные идеалы в пьесах. Какие человеческие пороки, которые высмеивают писатели, являются общечеловеческими, а какие обладают национальной спецификой? |