Урок 5. Согласные звуки
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Учить различать согласные звуки, в том числе звук [й’]; повторить функции букв е, ё, ю, я
Ключевые понятия
-
согласные звуки, транскрипция, функции букв е, ё, ю, я, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. |
2 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Каллиграфическая минутка. Проанализировать сходство и различия между написанными на доске прописными буквами: И, Й, Ш. В рабочей тетради прописать данную последовательность букв несколько раз, обращая особое внимание на параллельность элементов и на расстояние между элементами в каждой букве, на сохранение одинакового расстояния между буквами и на параллельность букв между собой. |
3 | Актуализация знаний; усвоение новых знаний | Рубрика «Давай подумаем» акцентирует внимание учащихся на особенностях произношения гласных и согласных звуков. При «пропевании» мелодии звуками [д], [п], [ц] учитель следит за тем, чтобы произносились именно эти звуки, без призвука гласного (не [дээээ], [пээээ], [цэээ]). Примерный ответ на последний вопрос: «Гласные „пропевать“ легче, так как при их произнесении воздух выходит легко и свободно, а при произнесении согласных воздуху нужно преодолеть преграду, поэтому „петь“ согласными нельзя». Рубрика «Тайны языка» содержит общую характеристику согласных звуков. Учитель спрашивает у учеников, откуда берётся шум при произнесении согласных звуков. Ученики должны догадаться, что шум возникает при преодолении воздухом преграды на своём пути. Далее учитель спрашивает, есть ли шум при произнесении гласных, и просит объяснить, почему его нет. |
4 | Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально, письменно упражнение 1 — закрепление умения характеризовать звуки. Запись: соль — моль. Вопросы: что общего у согласных звуков [с] и [м]? (Оба звука — твёрдые согласные.) Можно ли сказать, что все согласные зву- ки в словах соль и моль являются твёрдыми согласными? (Нет, в этих словах есть мягкий звук [л’]) |
5 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Рубрика «Обрати внимание» позволяет повторить знания о соотнесении количества согласных звуков и букв, а также правильные названия букв. |
6 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 2 —закрепление понятия «согласные звуки», подбор слов, отличающихся от данных только одним согласным звуком. Выполняется фронтально, письменно, с вызовом к доске ученика, подобравшего правильное слово. После записи каждой пары слов ученики называют звуки, которыми различаются слова, и подчёркивают буквы этих звуков. Учитель следит за правильностью произнесения звуков, не допуская их смешения с названиями букв. Возможная ошибка. Запись слова Марина со строчной буквы. Помощь. Перед записью спросить, что обозначает это слово и как пишутся подобные слова. Возможная трудность. Подбор парного слова к слову фара. Помощь. Учитель сообщает значение слова пара, не называя само слово. Ученики определяют, какое слово задумал учитель, и записывают его. |
7 | Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, в парах упражнение 3 (работа в группе) — тренировка в составлении слов из заданного набора букв. Ученики вдвоём составляют слова, после чего каждый записывает их в свою тетрадь. После завершения работы нужно проверить, какие слова удалось составить каждой паре. |
8 | Наблюдение | Выполняется упражнение 4 (трудное) — наблюдение за способами передачи на письме звука [й’]. Может быть использовано для организации дифференцированной работы. Полностью письменно выполняется только в очень сильном классе. Вариант выполнения. На доске учитель копирует материал упражнения. Вопрос: что вы можете рассказать о звуке [й’]? (Это согласный звук, мягкий непарный, звонкий непарный.) После этого ученики находят нужные слова (яблоко, юг, маяк, ружьё, объявление, ель), называют букву, в которой «спрятался» звук [й’], и звуки, обозначенные этой буквой. Учитель записывает над буквой нужную транскрипцию. После того как, выполняя вторую часть задания, ученики назовут слова лейка и объявление, учитель под диктовку учеников записывает транскрипцию этих слов: [л’е́й’ка], [абй’ивл’е́н’ий’э] либо предлагает учащимся сделать это самостоятельно (по желанию). |
9 | Продолжение наблюдения | Выполняется письменно, фронтально упражнение 5 —продолжение наблюдения над способами передачи на письме звука [й’] и над буквами, обозначающими два звука. Запись: юбка [й’у], ёжик [й’о], яблоко [й’а]. Вопрос: что общего у первых букв этих слов? (Эти буквы гласные, в этих словах обозначают сразу два звука — согласный звук [й’] и гласный звук). |
10 | Систематизация и обобщение наблюдения | Рубрика «Обрати внимание» систематизирует и обобщает наблюдения, сделанные учащимися в предыдущих упражнениях. Читает учитель. |
11 | Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 6 (трудное) — поиск слов со звуком [й’], который передаётся либо буквой й, либо с помощью букв е, ё, ю, я. Слова, в которых эти буквы передают не звук [й’], а мягкость предшествующего согласного, являются лишними и не записываются (пять, салют, люстра). Признак, лежащий в основе выделения лишних слов, учащиеся должны найти самостоятельно. В случае затруднений следует обратить внимание детей на то, что данное упражнение идёт сразу после рубрики «Обрати внимание» и связано с содержащимся в ней материалом. Не будет ошибкой, если учащиеся решат не писать слова майка и бой (в этом случае принцип выделения лишних слов основан на наличии или отсутствии не звука [й’], а гласных букв, передающих сразу два звука). Упражнение используется для организации дифференцированной работы. Учащиеся, хорошо владеющие материалом, выполняют его письменно (самостоятельно или в парах). После записи транскрипции слова объявление ученики легко определят, что в этом слове звук [й’] встретился дважды. Вариант выполнения. Устно — либо в полном объёме, либо в сокращённом. Ученики должны найти и назвать слова, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука, а потом слова, в которых эти буквы обозначают только один звук. |
12 | Этап усвоения новых знаний | Словарная работа. Запись в словарик слова язы́к. Запись в рабочих тетрадях под диктовку учителя одного из составленных с этим словом предложений. Буква я в слове язык подчёркивается. |
13 | Дополнительный материал | Дифференцированная работа. Учащиеся, которым нужна педагогическая поддержка, выполняют с учителем упр. 3 и 4 в тетради «Учусь писать без ошибок». При выполнении упр. 3 в словах обязательно ставится знак ударения (кроме слова ковёр). В процессе выполнения упр. 4 учитель просит учащихся уточнить, какими буквами — гласными или согласными — различаются слова. После выполнения упражнения для закрепления терминов предложите детям назвать все пары слов, различающиеся гласными буквами, потом все пары слов, различающиеся согласными буквами. В это время остальные учащиеся самостоятельно выполняют упр. 4 (если оно не выполнено фронтально, устно) и 6 учебника, а затем переходят к выполнению упражнений в тетради «Учусь писать без ошибок». После окончания работы ученики сообщают, как они выполнили упр. 6 учебника. |
14 | Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке. |