Урок 49. Письменная речь: написание писем. Знакомство с изменениями и неизменяемыми словами
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Повторить ситуации, в которых пишутся письма; анализировать текст письма и интерпретировать информацию, представленную а неявном виде; знакомить с неизменяемыми словами и правилами их употребления; закрепить умение задавать вопросы к словами; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, неизменяемые слова, постановка вопроса у слову, работа в паре, сочетание чк, знаки препинания в конце предложения, слова, имеющие несколько значений, словообразование, звуковая модель слова, буквенная модель слова, слогоударные схемы, транскрипция, ошибкоопасные места, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — обсуждение, позволяющее на основе текста письма понять информацию, представленную в неявном виде; повторение ситуаций, в которых пишутся письма. Текст письма ученики могут прочитать самостоятельно. После повторения ситуаций, в которых пишутся письма, важно, чтобы ученики, опираясь на текст, ответили на приведённые вопросы. Такая работа способствует формированию умения интерпретировать информацию, представленную в неявном виде: ученики устанавливают, опираясь на текст, любит ли он фантазировать. Свои выводы ученики должны подкреплять примерами из текста: мальчик решил поделиться с бабушкой своими впечатлениями о походе в зоопарк; он с удовольствием описывает животных; ему кажется, что лев во сне улыбался; он представляет себе, что снилось льву |
3 | 4. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике знакомит с неизменяемыми словами, демонстрирует их отличие от изменяемых слов. Материал рубрики читает или пересказывает учитель |
4 | 5.1. Этап усвоения новых знаний | Выполняется упражнение 3 (язык; работа в парах) в учебнике — приобретение навыка употреблять неизменяемые слова. Выполняется в парах или самостоятельно только сильными учениками, остальные работают фронтально. После устной работы рекомендуется сделать на доске краткую запись: какаду — птица колибри — маленькая птичка пони — маленькая лошадь шимпанзе — обезьяна Если позволяет время, ученики могут списать краткие записи |
5 | 5.2. Этап усвоения новых знаний | |
6 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык; трудное) в учебнике — закрепление умения задавать вопросы к словам. Рекомендуется для самостоятельной работы сильным ученикам. |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык; если осталось время) в учебнике — закрепление умения задавать вопросы к словам. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков. Результат выполнения: (кто?) пеликаны (что делают?) видят (кто?) черепаха (что делает?) дремлет (кто?) слон (что делает?) стоит (что ?) зе́мли (что делают?) снятся |
8 | 8. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
9 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых буквосочетаний за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основную трудность для первоклассников представляет безотрывное написание первого и второго элементов буквы н, поскольку это предполагает проведение линии снизу вверх до середины уже проведённой линии первого элемента при полном совпадении этих линий. Это требует от учащихся большой точности движений и высокого уровня контроля, вызывает у них напряжение. Учитель в зависимости от особенностей класса вполне может предложить писать первый и второй элементы отрывно, отрабатывая связность при написании второго и третьего элементов буквы н и следующей буквы. Даже если весь класс пишет буквосочетание за одно движение, важно, чтобы учитель разрешил учащимся, которые ещё не готовы к этому, писать с отрывом |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — наблюдение за написание родственных слов; тренировка в выборе проверочного слова с учётом смысла предложения. Начинается как фронтальное (в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают выбранные слова), продолжается как самостоятельное (учащиеся вписывают слова). Учитель обращает внимание учащихся на то, что при работе с этими словами нужно особенно внимательно отнестись к их значениям. Слова проживал — прожевал, примеряла — примиряла, слезал — слизал звучат одинаково, но пишутся по-разному, выбор слова зависит от контекста. Учитель записывает первую пару слов на доске и организует наблюдение за тем, какими буквами на письме передаётся безударный гласный в корне и ударный гласный в родственном (проверочном) слове. В каждой паре слова ставится знак ударения, учитель просит учащихся объяснить значение этих слов. Запись на доске: прожёвывал — прожева́л жить — прожива́л приме́рка — примеря́ла мир — примиря́ла лез — слеза́л ли́жет — слиза́л Учитель отмечает, что в односложных словах знак ударения не ставится |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — отработка умения соотносить звуковую модель, слогоударную схему, транскрипцию и буквенную запись слова. Это упражнение может быть отнесено к разряду трудных, поэтому целесообразно продублировать материал упражнения на доске и выполнить его письменно, фронтально. В процессе выполнения задания учитель на доске, а ученики в тетради заполняют пропуски в таблице. Заполнение первого и второго столбиков в таблице (составление звуковой модели слова и слогоударной схемы) не должно вызывать сложности, так как этот вид работы хорошо знаком учащимся. Умение делать транскрипцию ещё не сформировано, поэтому важно проследить, чтобы ученики отображали в ней мягкость согласного звука и точно передавали гласные звуки. Дополнительные вопросы и задания 1. Одинаковую ли работу выполняет мягкий знак в словах братья и семь? 2. Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Семь.) 3. Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые. (Брат.) 4. Слогоударные схемы каких слов совпадают? |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — отработка умения находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется письменно, в парах; в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, — фронтально. Перед началом нужно обязательно прочитать всё стихотворение, а затем приниматься за поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Для облегчения последующей проверки лучше параллельно попросить нескольких учеников поработать у доски, заранее перенеся материал упражнения на доску. Правильное выполнения упражнения: (что?) картинка (какая?) зимняя (кто?) ёжик (что делает?) спит (кто?) собачка (что делает?) живёт, сторожит (кто?) кот (что делает?) ходит (что?) дым (что делает?) улетает (что?) дым (какой?) печной Возможная трудность. Учащиеся могут не заметить, что в одном из случаев правильным и исчерпывающим ответом является запись двух слов (живёт, сторожит). Дополнительное задание. Если на уроке есть время, можно предложить учащимся списать текст этого упражнения в рабочую тетрадь |
13 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — работа с деформированным текстом. Этот вид упражнений относится к разряду трудных, поэтому необходимо заранее проговорить последовательность действий, хотя учащиеся уже выполняли аналогичные задания. Выполняется фронтально, на доске необходимо продублировать материал упражнения. Внимание учащихся обращается на правописание имён собственных. Как всегда, работа с такими заданиями заканчивается обязательной проверкой: текст ещё раз прочитывается целиком, оценивается целесообразность сделанных изменений. Слабые учащиеся |
14 | 15. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |