Урок 48. Научная и разговорная речь. Повторение звукового анализа, порядка действий при списывании
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Продолжить наблюдать за текстами разговорной и научной речи, а также за словами, имеющими несколько значений; повторить звуковой анализ слова, правило правописания сочетания чк и правило постановки знаков препинания в конце предложения
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, научная речь, разговорная речь, постановка вопроса у слову, работа в паре, сочетание чк, знаки препинания в конце предложения, слова, имеющие несколько значений, словообразование, звуковая модель слова, буквенная модель слова, слогоударные схемы, транскрипция, ошибкоопасные места, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Первичное закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за текстами разговорной и научной речи. Тексты читает учитель. Важно, чтобы ученики не столько обосновали свой ответ, сколько почувствовали разницу в стилистическом оформлении текста |
3 | 3. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 2 (язык) в учебнике — повторение звукового анализа слова. Выполняется, если есть необходимость повторить или отработать звуковой анализ; в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся может не проводиться. Приведена звуковая модель слова мышка. Ученики должны подобрать свои слова к данной звуковой модели, например: ложка, рябка, будка и т. п. |
4 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — отработка умения находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется письменно, в парах; в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, — фронтально. Перед началом нужно обязательно прочитать всё стихотворение, а затем приниматься за поиск слов, отвечающих на заданный вопрос. Для облегчения последующей проверки лучше параллельно попросить нескольких учеников поработать у доски, заранее перенеся материал упражнения на доску. Правильное выполнения упражнения: (что?) картинка (какая?) зимняя (кто?) ёжик (что делает?) спит (кто?) собачка (что делает?) живёт, сторожит (кто?) кот (что делает?) ходит (что?) дым (что делает?) улетает (что?) дым (какой?) печной Возможная трудность. Учащиеся могут не заметить, что в одном из случаев правильным и исчерпывающим ответом является запись двух слов (живёт, сторожит). Дополнительное задание. Если на уроке есть время, можно предложить учащимся списать текст этого упражнения в рабочую тетрадь |
5 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык; если осталось время) в учебнике — продолжение наблюдения за словами, имеющими несколько значений. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Текст читает учитель. В случае необходимости учитель знакомит учеников со значениями слова барашки: 1) «молодые бараны»; 2) «белая пена на гребнях волн». Следует напомнить ученикам о приёме сравнения и показать, что значение слова, связанное с волнами, появилось на основе сравнения: белая пена на гребнях волн похожа на барашков (белая, волнистая, как их шерсть). Также рекомендуется напомнить ученикам, с какой целью используются в данном тексте многозначные слова (создание юмористического стихотворения) |
6 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — повторение правила написания сочетания чк, постановки вопросительного знака в конце предложения, отработка порядка действий при списывании. Выполняется полностью или частично в зависимости от темпа работы учащихся |
7 | 8. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
8 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых буквосочетаний за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основную трудность для первоклассников представляет безотрывное написание первого и второго элементов буквы н, поскольку это предполагает проведение линии снизу вверх до середины уже проведённой линии первого элемента при полном совпадении этих линий. Это требует от учащихся большой точности движений и высокого уровня контроля, вызывает у них напряжение. Учитель в зависимости от особенностей класса вполне может предложить писать первый и второй элементы отрывно, отрабатывая связность при написании второго и третьего элементов буквы н и следующей буквы. Даже если весь класс пишет буквосочетание за одно движение, важно, чтобы учитель разрешил учащимся, которые ещё не готовы к этому, писать с отрывом |
9 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — наблюдение за написание родственных слов; тренировка в выборе проверочного слова с учётом смысла предложения. Начинается как фронтальное (в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают выбранные слова), продолжается как самостоятельное (учащиеся вписывают слова). Учитель обращает внимание учащихся на то, что при работе с этими словами нужно особенно внимательно отнестись к их значениям. Слова проживал — прожевал, примеряла — примиряла, слезал — слизал звучат одинаково, но пишутся по-разному, выбор слова зависит от контекста. Учитель записывает первую пару слов на доске и организует наблюдение за тем, какими буквами на письме передаётся безударный гласный в корне и ударный гласный в родственном (проверочном) слове. В каждой паре слова ставится знак ударения, учитель просит учащихся объяснить значение этих слов. Запись на доске: прожёвывал — прожева́л жить — прожива́л приме́рка — примеря́ла мир — примиря́ла лез — слеза́л ли́жет — слиза́л Учитель отмечает, что в односложных словах знак ударения не ставится |
10 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — отработка умения соотносить звуковую модель, слогоударную схему, транскрипцию и буквенную запись слова. Это упражнение может быть отнесено к разряду трудных, поэтому целесообразно продублировать материал упражнения на доске и выполнить его письменно, фронтально. В процессе выполнения задания учитель на доске, а ученики в тетради заполняют пропуски в таблице. Заполнение первого и второго столбиков в таблице (составление звуковой модели слова и слогоударной схемы) не должно вызывать сложности, так как этот вид работы хорошо знаком учащимся. Умение делать транскрипцию ещё не сформировано, поэтому важно проследить, чтобы ученики отображали в ней мягкость согласного звука и точно передавали гласные звуки. Дополнительные вопросы и задания 1. Одинаковую ли работу выполняет мягкий знак в словах братья и семь? 2. Назовите слово, в котором все согласные звуки мягкие. (Семь.) 3. Назовите слово, в котором все согласные звуки твёрдые. (Брат.) 4. Слогоударные схемы каких слов совпадают? |
11 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — работа с деформированным текстом. Этот вид упражнений относится к разряду трудных, поэтому необходимо заранее проговорить последовательность действий, хотя учащиеся уже выполняли аналогичные задания. Выполняется фронтально, на доске необходимо продублировать материал упражнения. Внимание учащихся обращается на правописание имён собственных. Как всегда, работа с такими заданиями заканчивается обязательной проверкой: текст ещё раз прочитывается целиком, оценивается целесообразность сделанных изменений. Слабые учащиеся находятся под особым контролем учителя |
12 | 14. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |