Урок 48. Буква «ю» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [у]). Закрепление правил обозначение звуков [у], [о] и [а] буквами
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Звуковой анализ слов «юла», «юнга».
- Для сильных учеников: разгадывание кроссворда; Соотнесение звуковых моделей со словами (названиями картинок).
Виды деятельности
-
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Обозначать буквой ю звук [й’] и последующие гласные звуки.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Учитель. Выполните задание. Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, которые пишутся после твёрдого согласного. Назовите буквы, обозначающие гласные звуки, которые пишутся после мягкого согласного. Назовите, какие из этих букв могут обозначать два звука, какие звуки они обозначают. |
2 | 2.1. Работа с новым материалом | Учитель. Ребятам весело со мной: На ножке я кручусь одной, Пока верчусь, Я не тужу, Кружу — жужжу, Жужжу — кружу. (Юла) Сегодня мы работаем со словом «юла». Проведём звуковой анализ и посмотрим, какие секреты тут прячутся. Первый звук [й’] — самый короткий звук, мягкий согласный; второй звук — [у], гласный; третий звук — [л], твёрдый согласный, его мягкая пара— [л’]; четвёртый звук — [а], гласный. Замените фишки гласных буквами. Получилось ли у вас слово? Какой же секрет тут скрыт? |
3 | 2.2. Работа с новым материалом | Вспомните правило, которое мы уже учили и сформулируйте новое правило. Есть правило: когда звуки [й’] и [у] стоят рядом, они обозначаются одной буквой — ю. Обозначьте звуки [й’] и [у] в начале слова буквой ю. Определите, сколько звуков в слове «юла», сколько букв. Как вы можете объяснить, почему звуков в слове юла четыре, а букв только три? |
4 | 3. Этап закрепления и первичной проверки. Работа с учебником | Учитель. Есть такой моряк на флоте: Не матрос ещё пока, Но подучится и будет С морем дружен на века. (Юнга) Проведите звуковой анализ слова «юнга». |
5 | 4.1. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. Соедините звуковые модели с картинками. Давайте найдём самое маленькое слово, оно состоит из трёх звуков. Найдите на картинках слово, состоящее из трёх звуков (лук) и проверьте, так ли расположены в нём звуки, как на модели (первый звук [л] — твёрдый согласный, второй звук [у] — гласный, буква у, третий звук [к]— твёрдый согласный). Затем подберите модели к остальным словам. |
6 | 4.2. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. А теперь самостоятельно подберите схемы к словам. |