Урок 47. Научная и разговорная речь. Наблюдение за образованием слов и местом возможной ошибки в написании слова
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Знакомить с научной и разговорной речью; повторить приём развёрнутого толкования, помогающий установить словообразовательные с вязи между словами; повторить разделительный мягкий знак; отработать порядок действий при обнаружении «ошибкоопасного» места и порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, научная речь, разговорная речь, развёрнутое толкование, словообразование, разделительный мягкий знак, ошибкоопасные места, транскрипция, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2.1. Этап усвоения нового материала | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за текстами разговорной и научной речи. Тексты читает учитель. Так как ученики не знакомы с делением речи на разговорную и научную, упражнение выполняется в первую очередь с опорой на их опыт носителей языка, т. е. важно, чтобы ученики не столько обосновали свой ответ, сколько почувствовали разницу в стилистическом оформлении текста. Если ученики затрудняются, можно задать дополнительные вопросы: «Как вы думаете, какой текст про снегиря будет размещён в учебнике “Окружающий мир”? Какой из этих текстов о птице мы сможем найти в справочнике, энциклопедии?» |
3 | 2.2. Этап усвоения нового материала | |
4 | 2.3. Этап усвоения нового материала | |
5 | 4. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 2 (язык) в учебнике — повторение использования приёма развёрнутого толкования. Не следует называть ученикам способы образования слов (сложение, суффиксация). Вопрос, помеченный значком «гиря» (трудный), обязательно разбирается фронтально с краткой записью на доске: кукушка — ку-ку мухоловка — муха + ловить |
6 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при обнаружении «опасного» места. Учитель записывает на доске приведённую в упражнении транскрипцию. Ученики должны установить, что первый гласный безударный, значит, это «опасное» место (учитель может продемонстрировать возможность записать слово и как «снегирь», и как «снигирь»). Затем, опираясь на вопрос к упражнению, а также материал рубрики «Давай подумаем», ученики приходят к выводу, что слово снег помогает проверить «опасное» место и не допустить ошибку при написании |
7 | 7. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
8 | 8. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых образцов за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. На первых двух строчках буквосочетания прописываются по пять раз, после этого записываются слова, которые начинаются с отрабатываемого буквосочетания, например гвоздь, гвоздик, гвоздик, герой, гель, герб. На третьей и четвёртой строчках образцы пишутся по пять раз, затем учитель предлагает детям подумать, в каких буквосочетаниях встретятся отрабатываемые образцы. Варианты ответов: ах, аж, аз, ях, яж, яз. Данные буквосочетания записываются |
9 | 9. Дополнительный материал | Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой упражнение 3 в рабочей тетради — наблюдение за написанием родственных слов. Результат выполнения: лес, лесник, лесная лиса, лисья, лисица, лисёнок Перед записью слов в тетрадь важно обратить внимание на то, что слова необходимо записывать в начальной форме. В ходе проверки учащиеся называют общую часть и указывают на разницу в значениях слов. Учитель организует наблюдение над тем, как на письме передаётся написание безударного гласного в корне в сравнении с обозначением ударного гласного в однокоренном слове. Дополнительные задания 1. Найти в тексте ещё одну группу родственных слов (старый, старик). 2. В каждой группе родственных слов подчеркнуть общую часть, указать место ударения. |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — отработка написания словарных слов класс, учитель, ученик, собака, медведь, картина. Выполняется письменно, самостоятельно. После этого осуществляется проверка — учащиеся по цепочке произносят слова с обязательным орфографическим проговариванием. В слабом классе работа с этим упражнением может быть организована по-другому: сначала учащиеся догадываются, сто это за слово, затем проговаривают его орфографически, после этого слово вписывается. Дополнительное задание. Придумать с каждым словарным словом предложение, самое интересное записать в рабочую тетрадь под диктовку учителя |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — закрепление правила написания буквосочетаний жи, ши, чу. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Буквосочетания жи, ши, чу в написанных словах нужно подчеркнуть. Дополнительное задание. Подобрать ещё несколько слов на отрабатываемое правило, записать эти слова под диктовку учителя |
12 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 7 в рабочей тетради — тренировка в написании слов с разделительными мягким и твёрдым знаками. Выполняется письменно в парах с последующим обсуждением результатов работы. Дополнительные вопросы 1. Какую работу выполняет ь в словах левого столбика? 2. Что можно сказать о количестве звуков и букв в словах каждого столбика? |
13 | 15. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |