Урок 46. Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Знакомство с нормами произношения и ударения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Наблюдать за текстами, в которых по-разному описывается одна и та же ситуация; учить выявлять смысловые ошибки в тексте; повторить правило написания прописной буквы; отработать порядок действий при обнаружении «ошибкоопасного» места; знакомить с нормами ударения в словах
Ключевые понятия
-
Устная речь, собственные имена, правописание собственных имён, словарные слова, сочетания чк, чн, жи, ши, чу, ошибкоопасные места, ударение, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | |
2 | 2.1. Этап усвоения нового материала | Выполняются фронтально упражнения 1 и 2 (речь) в учебнике — поиск смысловых неточностей в передаче информации на основе сравнения текстов. Тексты из обоих упражнений читает учитель. При сравнении текстов ученики должны обнаружить, что Федя не рассказывает о представлении, а описывает театр. Ученики должны посоветовать Феде, как изменить текст: в первую очередь не отвлекаться на описание текста, ведь Федя собирался рассказать о представлении, которое ему понравилось. Во-вторых, рассказать о самом представлении. Следует обратить внимание на рассказ Лены: она действительно делится с подругой своими впечатлениями и даже пересказывает спектакль. Необходимо обратить внимание учеников на то, что при составлении текста важно помнить, с какой целью происходит общение: если ставится цель описать театр, значит, в таком тексте не следует пересказывать представление, если же нужно поделиться своими впечатлениями о представлении, описание театра является лишним |
3 | 2.2. Этап усвоения нового материала | |
4 | 2.3. Этап усвоения нового материала | |
5 | 3. Этап усвоения нового материала | Словарное слово карти́на. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
6 | 4. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 3 (язык; если осталось время) в учебнике — повторение правила написания прописной буквы. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков |
7 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — закрепление правила написания буквосочетаний жи, ши, чу. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Буквосочетания жи, ши, чу в написанных словах нужно подчеркнуть. Дополнительное задание. Подобрать ещё несколько слов на отрабатываемое правило, записать эти слова под диктовку учителя |
8 | 6. Этап усвоения нового материала | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике предлагает обсуждение проблемного вопроса. Чтобы обсуждение было конкретным, рекомендуется выписать на доске выделенные слова из рубрики «Обрати внимание», но без знаков ударения (работа проводится при закрытых учебниках) |
9 | 7. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 5 (язык; работа в парах) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков. Ударения в выделенных словах: то́ротов, кре́мы, позвони́шь |
10 | 7.1 Первичное закрепление материала | |
11 | 8. Дополнительный материал | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при обнаружении «опасного места», повторение правописания сочетания чн. Учитель записывает на доске предложение, слово с пропуском буквы и слова для справок. Ученики должны увидеть, что часто при подборе проверочного слова можно ошибиться, поэтому надо обязательно учитывать значение слова. Затем анализируется слово праздничного. Его также можно выписать на доске с пропуском: празднич…ного или со знаком вопроса в скобках: празднич(?)ного. Если ученики не помнят правило, следует предложить им прочитать рубрику «Обрати внимание» из урока 43 |
12 | 10. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
13 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания предлагаемых образцов за одно движение без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. На первых двух строчках буквосочетания прописываются по пять раз, после этого записываются слова, которые начинаются с отрабатываемого буквосочетания, например гвоздь, гвоздик, гвоздик, герой, гель, герб. На третьей и четвёртой строчках образцы пишутся по пять раз, затем учитель предлагает детям подумать, в каких буквосочетаниях встретятся отрабатываемые образцы. Варианты ответов: ах, аж, аз, ях, яж, яз. Данные буквосочетания записываются |
14 | 12. Дополнительный материал | Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой упражнение 3 в рабочей тетради — наблюдение за написанием родственных слов. Результат выполнения: лес, лесник, лесная лиса, лисья, лисица, лисёнок Перед записью слов в тетрадь важно обратить внимание на то, что слова необходимо записывать в начальной форме. В ходе проверки учащиеся называют общую часть и указывают на разницу в значениях слов. Учитель организует наблюдение над тем, как на письме передаётся написание безударного гласного в корне в сравнении с обозначением ударного гласного в однокоренном слове. Дополнительные задания 1. Найти в тексте ещё одну группу родственных слов (старый, старик). 2. В каждой группе родственных слов подчеркнуть общую часть, указать место ударения. |
15 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — отработка написания словарных слов класс, учитель, ученик, собака, медведь, картина. Выполняется письменно, самостоятельно. После этого осуществляется проверка — учащиеся по цепочке произносят слова с обязательным орфографическим проговариванием. В слабом классе работа с этим упражнением может быть организована по-другому: сначала учащиеся догадываются, сто это за слово, затем проговаривают его орфографически, после этого слово вписывается. Дополнительное задание. Придумать с каждым словарным словом предложение, самое интересное записать в рабочую тетрадь под диктовку учителя |
16 | 15. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 7 в рабочей тетради — тренировка в написании слов с разделительными мягким и твёрдым знаками. Выполняется письменно в парах с последующим обсуждением результатов работы. Дополнительные вопросы 1. Какую работу выполняет ь в словах левого столбика? 2. Что можно сказать о количестве звуков и букв в словах каждого столбика? |
17 | 17. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |