Урок 45. Речевая ситуация: составление краткого рассказа об увиденном. Повторение звукового анализа, отработка умения задавать вопросы к словам и порядка действий при списывании
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Наблюдать за различными типами речи — описанием, повествованием, рассуждением (без введения терминов); повторить звуковой анализ, правило постановки восклицательного знака в конце предложения; закрепить умение задавать вопросы к словам
Ключевые понятия
-
Устная речь, слова, близкие по звучанию, знаки препинания в конце предложения, сочетания чк, чн, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, транскрипция, постановка вопросов к словам, родственные слова, перенос слов, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за различными типами речи на основе сравнения приведённых высказываний. Текст и вопросы к тексту читает учитель. Ученики должны прийти к выводу: Саша сообщает о том, что происходило в театре, Петя описывает зверей, а Миша размышляет |
3 | 3. Этап усвоения нового материала | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике знакомит с возможностью по-своему рассказать об увиденном, прочитанном и т. д. Материал рубрики читает или пересказывает учитель |
4 | 4. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 2 (язык) в учебнике — повторение правила постановки восклицательного знака в конце предложения. Выполняется выборочно, в зависимости от необходимости отработать данное правило и темпа работы учащихся |
5 | 6. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — закрепление учения задавать вопросы к словам. Рекомендуется для самостоятельной работы. Ученики выписывают любые три слова из возможных: (что делал?) надувал, надевал, качался, кувыркался, крутился, старался Возможная трудность. Если ученики ошибочно выбрали глаголы сорвался, догадался, необходимо уточнить вопрос, на который они отвечают, — «что сделал?» |
6 | 7. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 (язык; если осталось время) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков. Рекомендуется подчеркнуть сравнения: будто серая гора, как брёвна, как два паруса |
7 | 8. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
8 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа буками. Основное условие работы — написание предлагаемых образцов за одно движение. При написании буквосочетаний ло и зо важно обратить внимание учащихся на то, что буква о прописывается снизу. Как и на предыдущем уроке, буквосочетания прописываются по пять раз, а на оставшемся месте записываются слова, которые начинаются с отрабатываемого буквосочетания. Отрабатываемое буквосочетание в словах пишется за одно движение |
9 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — сопоставление звуковой и буквенной записи слов, привлечение внимания к звуковой стороне слова. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Правильность выполнения зависит от того, на что будут ориентироваться учащиеся: на звучание слова или только на буквенную запись слов, что, скорее всего, приведёт к ошибкам в выполнении. Один из развивающих эффектов этого упражнения связан с фиксацией внимания учащихся на том, что произношение и написание слова не всегда совпадают. Результат выполнения: книжка, нож, шар [ш] все, улов, встреча [ф] билет, фильм, герой [и] |
10 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — закрепление написания сочетаний чк, чн. Целесообразно предложить первоклассникам самостоятельно выбрать и подчеркнуть нужное слово в скобках, потом фронтально обсудить выбор и попросить учащихся самостоятельно вписать нужное слово. Вариант выполнения. Предложить открыть учебник на странице 141 и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова. Дополнительное задание. Привести примеры слов на данное правило |
11 | 13. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 6 в рабочей тетради — тренировка в образовании слов с сочетаниями чк, чн и отработка написания этих сочетаний. Для усиления самоконтроля можно подчеркнуть отрабатываемые буквосочетания |
12 | 14. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 7 в рабочей тетради — отработка умения делить слова на слоги и для переноса. До начала работы необходимо обратить внимание учащихся на то, что они должны дать два варианта деления слова: на слоги и для переноса. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Результат выполнения: те-атр, афи-ша, би-лет, сце-на, за-на-вес, ак-тёр, бу-фет, кре-сло (крес-ло), пар-тер, зри-те-ли, зда-ние, ин-те-ре-сно (ин-те-рес-но), ска-зка (сказ-ка) Обсуждение слова афиша и здание можно организовать как проблемную ситуацию: «Петя считает, что эти слова имеют только один вариант переноса, а Юля утверждает, что два. Как вы считаете, кто прав?» Учащиеся сами должны сформулировать вывод о том, кто допустил ошибку и в результате чего она возникла |
13 | 15. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 8 в рабочей тетради — повторение правила написания заглавной буквы, расширение словарного запаса учащихся. Перед началом выполнения проводится фронтальная работа — ученики читают предложенные пары слов и обсуждают значение каждого из них. Например: тюбик — это маленькая трубочка (для клея, пасты), Тюбик —имя художника из известной книги Н. Носова «Приключения Незнайки»; винтик — маленький винт, Винтик — имя и т. д. Вариант выполнения. Форма организации работы со слабыми учащимися может быть другой: чтобы избежать ошибок, нужно попросить их сначала провести линии от слов к строчкам, на которых они должны быть вписаны. Вписывать слова учитель разрешает, только убедившись, что задание выполнено правильно |
14 | 16. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |