Урок 45. А. С. Пушкин. Лирика. «Туча». «Зимняя дорога»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Отличать стихотворную речь от прозаической. 2. Находить основные признаки стихотворной речи, характеризовать отличия стиха рифмованного от нерифмованного. 3. Определять виды рифм и способы рифмовки двусложных и трёхсложных размеров стиха на примере изучаемых стихотворных произведений, созданных в рамках силлаботонической системы стихосложения. 4. Читать выразительно произведение с учётом его жанровой специфики.
Задачи урока
- 1. Изучение пейзажных стихотворений.
- 2. Воспитание любви к природе.
- 3. Усвоение понятий “автор” и “лирический герой”.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
автор и лирический герой в стихотворении; пейзаж в лирике
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания | Чтение стихотворения «Узник» наизусть. Также учащимся предлагаются вопросы на восприятие и толкование этого стихотворения (за основу можно взять вопросы, на которых строился предыдущий урок). После чтения стихотворения наизусть можно попросить школьников объяснить разницу между автором и лирическим героем. |
2 | 2. Анализ стихотворений. Выразительное чтение | Анализ стихотворений «Зимняя дорога» и «Туча». Выразительное чтение стихотворений. Вопросы к стихотворению «Туча» можно предложить ученикам на выбор, чтобы разнообразить форму работы на уроке. Это стихотворение интересно тем, что не является сугубо пейзажным, в нём содержится философский смысл (можно напомнить учащимся, какие философские произведения они уже читали и каковы их особенности). Кроме того, в стихотворении нет ярко выраженного лирического «я» — как в «Узнике» или «Зимней дороге», а значит, школьникам придётся описывать абстрактного лирического героя, не связанного с биографией поэта, что всегда сложно. Ответить в рабочей тетради письменно на один из вопросов: 1. Какие картины природы рисует Пушкин в стихотворениях «Узник», «Зимняя дорога» и «Туча»? Какое настроение они создают? 2. Каким вам представляется лирический герой прочитанных стихотворений Пушкина? Что его печалит? О чём он мечтает? |
3 | 3. Итоговое задание | Класс выполняет задания. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | Задание на знание стихотворения «Туча». Домашнее задание: Выучить одно из двух пушкинских стихотворений наизусть. |