Урок 44. Тема Великой Отечественной войны в лирике. Поэзия А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц, Ю. В. Друниной
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с военной лирикой как явлением культуры и русской литературы. Обсуждение и анализ военной поэзии А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц, Ю. В. Друниной
Задачи урока
- Провести лекцию-беседу о значении Великой Отечественной войны и отражении её в отечественной поэзии. Познакомиться с биографиями и творчеством А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц, Ю. В. Друниной, проанализировать их стихотворения, посвященные военной теме
Виды деятельности
-
Лекция, выразительное чтение стихотворения, прослушивание аудиоматериалов, просмотр изображений, работа с текстом, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Военная тема лирический герой, автобиографичность, метафора, лексический повтор, эпитет
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока | Разговор о значении Великой Отечественной войны в истории нашей страны и о теме войны в русской лирике. Учитель должен вызвать учащихся на разговор, чтобы они поделились своими знаниями, рассказами, которые живут в их семье, поговорили о родственниках, бывших на войне. Вопросы: – Что вам известно о Великой Отечественной войне? – Какие произведения о ней вы читали? Что вас особенно поразило в них? – Что вам рассказывали о войне ваши родственники Для создания эмоционального фона можно прослушать в классе песни Б. Ш. Окуджавы (b038796, b085806). Лекция учителя на материале статьи учебника (ч.2, с.86–89 и МП с. 164–167). По мере прочтения стихотворений и ответов на вопросы рубрики «Обсудим вместе» необходимо сделать следующие выводы: 1. В военной лирике отражался личный фронтовой опыт поэтов. 2. Военная лирика исповедальна, автобиографична. 3. Можно отметить стилевое многообразие военной лирики. 4. Лирический герой – обычный солдат, незаметный труженик войны. 5. Ратный труд – это труд героический. 6. Основные темы: тема Родины, войны, подвига народа, а также тема памяти и ответственности перед погибшими. Тема победы. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Лекция и просмотр мультимедийных материалов по биографии и творчеству А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц и Ю. В. Друниной. Комментированное чтение стихотворений. |
3 | 3. Этап закрепления нового материала, рефлексия учебной деятельности на уроке | Работа с текстами стихотворений А. А. Ахматовой, О. Ф. Берггольц и Ю. В. Друниной. Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Что сближает стихотворение А. А. Ахматовой «Клятва» со стихотворениями «…Я говорю с тобой под свист снарядов…» О. Ф. Берггольц и «Запас прочности» Ю. В. Друниной? Обратите внимание на монолог лирической героини. – Какое слово повторяется чаще всего? («мужество» - то ключевое слово) Что для поэта заключено в этом понятии? Что утверждается и что отрицается в этом стихотворении? – На каких метафорах строится это стихотворение? (весы, отмеряющие цену всех поступков человека; час мужества пробил на часах; спасение русской речи) Объясните его идею? – Кто назван победителями в одноимённом стихотворении А. А. Ахматовой? В чём особенность их изображения? Как вы думаете, чем это вызвано? (Победителями названы советские пехотинцы – «Незатейливые парнишки – Ваньки, Васьки, Алёшки, Гришки, Внуки, братики, сыновья!» Называя их, автор использует уменьшительно-ласкательные суффиксы, подчеркивая то, что эти люди были еще детьми, когда им пришлось защищать свою родину и погибать за неё. Эпитет «незатейливы» говорит о том, что они были обычными мальчишками, чьими-то сыновьями, братьями, внуками. Именно им, а не генералам и главнокомандующим мы в первую очередь и обязаны победой.) – С помощью каких художественных средств изображается трагедия Ленинграда в стихотворении О. Ф. Берггольц? Как выражается уверенность в победе? – Какие изобразительно-выразительные средства использованы Ю. В. Друниной в описании мирной жизни в стихотворении «Всё грущу о шинели…»? В чём их особенность и как они помогают раскрыть смысл стихотворения? Сопоставьте это стихотворение с фрагментом стихотворения Ю. Д. Левитанского «Моё поколение» (44_3_4). Какая тема объединяет эти произведения? Что общего в восприятии войны лирическими героями? |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Индивидуальное задание. По выбору: 1) Сравнить стихотворения И. А. Бунина «Слово» и А. А. Ахматовой «Мужество». 2) Сопоставить стихотворение Ю. В. Друниной «Я столько раз видала рукопашный…» с её автобиографическими воспоминаниями. 2. Выучить понравившееся стихотворение. 3. Прочитать статьи о С. П. Гудзенко, С. С. Орлове, Мусе Джалиле, Давиде Самойлове. |