Урок 44. Тема «Сказки о природе». Литературное слушание. Э. Шим «Всем вам крышка». К. Ушинский «Мороз не страшен»
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – знакомить с выразительными средствами языка;
- – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.).
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– пересказывать кратко и подробно рассказ или сказку по готовому плану;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним;
– объяснять авторскую точку зрения.
-
Жанр, тема, авторская сказка, Э. Шим, К. Ушинский
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: игра «Вспомни и назови» | – Ребята, давайте начнём урок с того, что проведём игру «Вспомни и назови». – Проверка домашнего задания: чтение наизусть подготовленных отрывков. |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с произведениями о природе. Найдите в учебнике произведение Эдуарда Юрьевича Шима «Всем вам крышка». – Послушайте. – Выполните модель обложки к этому произведению. – Самопроверка. (Учитель демонстрирует модель с ошибкой, например рассказ о природе; необходимо, чтобы ученики заметили ошибку и при проверке исправили её.) – Докажите, что это сказка. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Кто главный герой сказки? (Морозко.) – Почему Морозко называет себя властелином? – Каким вы представляете Морозко? Расскажите. – Зачем Морозко приготовил разные ледяные крышки? Найдите ответ в тексте, прочитайте. – Почему автор так озаглавил своё произведение? Какими словами можно заменить слова «все вам крышка»? |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Сколько частей в сказке? Прочитайте сказку по частям. Придумайте название каждой части и составьте план сказки. (Ученики используют обратную сторону листка с моделями обложек.) – Задание даётся дифференцированно: ученики работают самостоятельно или в парах, а учитель оказывает индивидуальную помощь. – Проверка. – Вспомните сказку К. Ушинского «Проказы старухи–зимы». Сравните её со сказкой Э. Шима. Что общего, а что отличает произведения? Объясните. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А теперь познакомьтесь самостоятельно с произведением Константина Дмитриевича «Мороз не страшен». (Ученики самостоятельно читают произведение.) – На что обижается зима? Прочитайте. – Как зима пугает детей? Прочитайте. – Рассмотрите иллюстрацию. Подходит ли она к произведению? Докажите. |
6 | 6. Обобщение изученного: изготовление книжки-самоделки | – Учитель собирает модели обложек, которые подписаны учениками: кто, когда и где их изготовил. Из всех работ изготавливается книжка–самоделка. – Рассмотрите модель обложки. Назовите произведения, которые к ней подходят. |
7 | 7. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Подготовьте выразительное чтение одной из частей сказки Э. Шима «Всем вам крышка». – Выполните задания в тетради. |