Урок 44. Речевая ситуация: использование интонации при общении. Знакомство со словами, близкими по значению
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Наблюдать за использованием интонации при общении; продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений; знакомить со сходными по значению словами и наблюдать за их использованием в речи (термин «синонимы» не употребляется); отработать порядок действий при обнаружении «опасного» места в слове; повторить правила переноса слов, функции букв ё, ю, правило постановки восклицательного знака в конце предложения; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, слова, близкие по значению, слова, имеющие несколько значений, знаки препинания в конце предложения, работа в парах, сочетания чк, чн, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, транскрипция, постановка вопросов к словам, родственные слова, перенос слов, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике предлагает для анализа текст, который может быть произнесён с различной интонацией. Выполняется фронтально. После обсуждения вопроса, понравился ли мальчику костюм клоуна и как это передано на письме, учитель предлагает ученикам самостоятельно перечитать текст: сначала с такой интонацией, которая демонстрирует, что мальчику понравился костюм, а затем с интонацией, демонстрирующей, что костюм не понравился. Если ученики не могут прочитать текст по-разному, учитель сам читает текст. Затем необходимо объяснить ученикам, что интонация, с которой мы разговариваем, иногда лучше слов передаёт наше отношение к тому, о чём мы говорим, поэтому необходимо следить за своей интонацией |
3 | 3. Актуализация знаний | Выполняется упражнение 1 (язык) в учебнике — продолжение наблюдения за словами, имеющими несколько значений. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков |
4 | 4. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — наблюдение за словами, имеющими сходное значение (термин «синонимы» не употребляется). Текст читает учитель |
5 | 7. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 6 (язык) в учебнике — наблюдение за использованием синонимов. Выполняется фронтально в классах с высоким уровнем подготовленности учащихся. Не рекомендуется для самостоятельной работы, так как необходимо изменять форму слов, приведённых в подсказках. После чтения текста ученики должны обсудить разницу в значениях слов, приведённых в подсказках, затем, опираясь на текстовые связи, выбрать подходящие по смыслу слова. Варианты: Вова Бутузов хохотал так, что соседи на него зашикали. Он долго сдерживался, но потом как захохочет. Настя… лишь изредка тихо хихикала |
6 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется письменно, фронтально упражнение 6 в рабочей тетради — тренировка в образовании слов с сочетаниями чк, чн и отработка написания этих сочетаний. Для усиления самоконтроля можно подчеркнуть отрабатываемые буквосочетания |
7 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 (язык; если осталось время) в учебнике — повторение правила постановки восклицательного знака. При выполнении упражнения необходимо описаться на выводы, которые были сделаны в ходе работы с рубрикой «Давай подумаем». Рекомендуется для проведения в классах, где ученики испытывают затруднение в определении интонации предложения и постановке знаков препинания в конце предложения. В остальных классах может не проводиться |
8 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — повторение правил переноса слов и функции букв ё, ю. Рекомендуется выполнить это упражнение тем ученикам, которые испытывают трудности в переносе слов и затрудняются в проведении звукового анализа. В остальных классах может не проводиться |
9 | 11. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа буками. Основное условие работы — написание предлагаемых образцов за одно движение. При написании буквосочетаний ло и зо важно обратить внимание учащихся на то, что буква о прописывается снизу. Как и на предыдущем уроке, буквосочетания прописываются по пять раз, а на оставшемся месте записываются слова, которые начинаются с отрабатываемого буквосочетания. Отрабатываемое буквосочетание в словах пишется за одно движение |
11 | 14. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — сопоставление звуковой и буквенной записи слов, привлечение внимания к звуковой стороне слова. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Правильность выполнения зависит от того, на что будут ориентироваться учащиеся: на звучание слова или только на буквенную запись слов, что, скорее всего, приведёт к ошибкам в выполнении. Один из развивающих эффектов этого упражнения связан с фиксацией внимания учащихся на том, что произношение и написание слова не всегда совпадают. Результат выполнения: книжка, нож, шар [ш] все, улов, встреча [ф] билет, фильм, герой [и] |
12 | 15. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — закрепление написания сочетаний чк, чн. Целесообразно предложить первоклассникам самостоятельно выбрать и подчеркнуть нужное слово в скобках, потом фронтально обсудить выбор и попросить учащихся самостоятельно вписать нужное слово. Вариант выполнения. Предложить открыть учебник на странице 141 и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова. Дополнительное задание. Привести примеры слов на данное правило |
13 | 16. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 7 в рабочей тетради — отработка умения делить слова на слоги и для переноса. До начала работы необходимо обратить внимание учащихся на то, что они должны дать два варианта деления слова: на слоги и для переноса. Выполняется письменно, самостоятельно с последующей фронтальной проверкой. Результат выполнения: те-атр, афи-ша, би-лет, сце-на, за-на-вес, ак-тёр, бу-фет, кре-сло (крес-ло), пар-тер, зри-те-ли, зда-ние, ин-те-ре-сно (ин-те-рес-но), ска-зка (сказ-ка) Обсуждение слова афиша и здание можно организовать как проблемную ситуацию: «Петя считает, что эти слова имеют только один вариант переноса, а Юля утверждает, что два. Как вы считаете, кто прав?» Учащиеся сами должны сформулировать вывод о том, кто допустил ошибку и в результате чего она возникла |
14 | 17. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 8 в рабочей тетради — повторение правила написания заглавной буквы, расширение словарного запаса учащихся. Перед началом выполнения проводится фронтальная работа — ученики читают предложенные пары слов и обсуждают значение каждого из них. Например: тюбик — это маленькая трубочка (для клея, пасты), Тюбик —имя художника из известной книги Н. Носова «Приключения Незнайки»; винтик — маленький винт, Винтик — имя и т. д. Вариант выполнения. Форма организации работы со слабыми учащимися может быть другой: чтобы избежать ошибок, нужно попросить их сначала провести линии от слов к строчкам, на которых они должны быть вписаны. Вписывать слова учитель разрешает, только убедившись, что задание выполнено правильно |
15 | 18. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |