Урок 43. Речевая ситуация: уточнение значения незнакомых слов. Знакомство с правилом правописания сочетаний чк, чн
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Продолжить знакомить с особенностями объявлений; повторить реплики приветствия; моделировать ситуацию рассказа о театре; наблюдать за словами, значение которых неизвестно; учить рассуждать при выявлении места возможный ошибки в написании слова; знакомить с правописанием сочетаний чк, чн; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, сочетания чк, чн, работа в парах, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, транскрипция, постановка вопросов к словам, родственные слова, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Этап усвоения новых знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — наблюдение за текстом объявления; повторение причин использования восклицательных предложений; повторение реплик приветствия; моделирование речевой ситуации рассказа о театре. Текст читает учитель. Во время чтения ученики рассматривают рисунок, на котором размещено объявление, и объясняют, зачем в объявлении так много восклицательных знаков (аналогичная работа проводилась в упражнении 3 из урока 26). Затем анализируется обращение Буратино и повторяются формулы приветствия (см. также урок 7 и комментарии к нему). |
3 | 2.2. Этап усвоения новых знаний | Моделируя ситуацию рассказа о театре, нужно иметь в виду, что многие ученики никогда не были в театре и даже не видели спектакли по телевидению. В этом случае необходимо кратко познакомить их с театром как видом искусства, рассказать, чем театр отличается от кино |
4 | 2.3. Этап усвоения новых знаний | |
5 | 5. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 4 (язык; работа в парах) в учебнике — закрепление материала предшествующего наблюдения и рубрики. Выполняется фронтально полностью или частично в зависимости от темпа работы учащихся. Может быть рекомендовано для парной или самостоятельной работы сильным ученикам. При любой форме выполнения упражнения ученики должны описаться на приведённый в упражнении 2 образец рассуждения |
6 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 6 (язык; если осталось время) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков |
7 | 7.1. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — повторение звукового анализа слова. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Правильный ответ: 1) Жизнь, цель, цирк, шёл, жёлтый (слова с первым звуком — твёрдым согласным). 2) Чудо, билет, час, чёрные, театр, ёлочка (слова с первым звуком — мягким согласным). Следует напомнить ученикам, что согласные [ж], [ш], [ц] — твёрдые, согласные [ч‘], [щ‘], [й‘] — мягкие |
8 | 7.2. Дополнительный материал | |
9 | 8. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы — написание предлагаемых образцов за одно движение. При написании буквосочетаний аб и ад важно обратить внимание учащихся на то, что овал как элемент букв б и д прописывается снизу. На каждой строчке буквосочетание прописывается пять раз, а на оставшемся месте следует записать слово, которое начинается с отрабатываемого буквосочетания. Выбранное учащимися слово проговаривается учителем орфографически. Первые две буквы пишутся за одно движение |
11 | 10. Дополнительный материал | Выполняется письменно, в парах упражнение 3 в рабочей тетради — отработка умения задавать вопрос к слову, наблюдение за группами родственных слов. Можно предложить учащимся в парах выбрать, слова какого столбика будет писать каждый из них. Если учитель считает целесообразным, можно до начала самостоятельного выполнения в ходе фронтальной работы устно задать вопрос к каждому слову. В ходе выполнения упражнения отрабатывается умение находить слово, с помощью которого можно объяснить значение родственных слов. Доказательством служит развёрнутое толкование каждого слова. В ответах учеников должны быть указаны отличительные признаки родственных слов: близость значения и наличие общей части. Дополнительные задания 1. Дополнить каждую группу родственных слов своими примерами. 2. Списать любую группу слов по выбору в тетрадь |
12 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — наблюдение за соотношением транскрипции, звуковой модели и буквенной записи слова. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. В ходе проверки важно объяснить причины ошибок. Вариант выполнения. В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, выполняется фронтально с подробным комментированием. Учащиеся простым карандашом соединяют транскрипцию слова с соответствующей моделью, а затем уже с буквенной записью. Нарушение последовательности действий может привести к ошибкам. Учащиеся рассказывают о слове, опираясь на модель. Примерный ответ может быть таким: «В слове мел три звука, первый звук — мягкий звонкий согласный, второй звук — гласный, третий звук — твёрдый звонкий согласный» и т. п. |
13 | 11.2. Дополнительный материал | Дополнительное задание. Назовите слова, которые различаются только одним звуком (мел — мель, полка — полька) |
14 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — осознание правил разборчивой грамотной записи слов. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают выбранные слова, продолжается как самостоятельное: учащиеся вписывают слова. Вариант выполнения. Предложить открыть учебник на странице 122 и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова |
15 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — отработка умения находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется письменно в парах, в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, выполняется фронтально. Перед началом нужно обязательно прочитать всё стихотворение, коротко обсудить, о чём оно, и после этого приниматься за поиск слов, отвечающих на нужный вопрос. Учащиеся записывают по два слова в столбик. Возможная трудность. Учащиеся могут предложить записать в третий столбик слово заберётся. В этом случае необходимо ещё раз вернуться к постановке вопроса (что сделает?) |
16 | 14. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Возможная трудность. Чтобы предупредить шибки в написании слов известно, лучший, проказник, целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть «опасные» места. Слова продолжает, в маленьком, спокойно, вздумается, проказничает поделить на слоги, прочитать и при списывании обратить на них особое внимание. Учитель просит также обратить внимание на постановку знаков препинания внутри и в конце предложений. Вариант выполнения. В классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком, лучше более тщательно поработать над списыванием какой-то его части. После самостоятельного списывания учитель просит учащихся проверить свою работу, обращая особое внимание на подчёркнутые места. Дополнительные вопросы 1. Есть ли в тексте родственные слова? Назовите их. 2. Как называется сказка А. Линдгрен о Карлсоне? |
17 | 15. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |