Урок 43. Герои романа Бедные люди. Тема маленького человека в романе
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Характеристика героев романа Ф. М. Достоевского «Бедные люди». Раскрытие образа маленького человека в романе
Задачи урока
- Составлять характеристики героев, выявить основные художественные приёмы, с помощью которых рисуются их образы; проследить раскрытие темы маленького человека в романе Ф. М. Достоевского, определить отличие маленького человека у Ф. М. Достоевского от маленького человека в повести Н. В. Гоголя
Виды деятельности
-
Работа с текстом, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
роман, персонаж, характер, маленький человек, повесть, сопоставление, монолог
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | По желанию или по выбору учителя несколько учащихся зачитывают домашние мини-сочинения. В рассказах о героях романа должны прозвучать ответы на следующие вопросы. О Макаре Девушкине: – Расскажите о том, где живёт и работает герой, какова его должность, в чём заключается его работа. – Как он проводит свой день? В чём он находит радость? – Каковы его душевные качества? Какие из черт его характера можно отнести к достоинствам, а какие – к недостаткам? О Вареньке Добросёловой: – Расскажите о детстве героини, о её семье и положении. Какие события привели к тому, что она оказалась там, где живёт и работает теперь? – Чем Варенька зарабатывает на жизнь? Чем увлекается? – Какие люди сыграли важную роль в её жизни? Кто принёс ей добро, а кто зло? – Каковы её душевные качества? Какие из черт её характера можно отнести к достоинствам, а какие – к недостаткам? |
2 | 2. Изучение нового материала, работа с текстом. | Характеристики героев, которые учащиеся подготовили дома, постепенно переходят в обсуждение. Чтобы дополнить образы героев, учитель задаёт необходимые вопросы, знакомит учащихся с цитатами из критики о романе и высказываниями самого Ф. М. Достоевского. Задача учащихся состоит в том, чтобы доказать принадлежность героев романа «Бедные люди» к типу маленького человека. – Что общего между Макаром и Варенькой? Почему критики назвали их «маленькими людьми»? – Как люди относятся к Макару и Вареньке? Как они относятся к людям? – Что ценят и чего не приемлют в людях Макар и Варенька? Какие человеческие качества и достоинства они ставят превыше всего? – Роман Ф.М. Достоевского называется «Бедные люди». Относится ли это название только к главным героям, Макару Девушкину и Вареньке Добросёловой, или в романе есть ещё «бедные люди»? Кто они? Чем их судьба напоминает судьбы главных героев? – В нескольких письмах Девушкин рассказывает историю бедного чиновника Горшкова. Насколько она исключительна или типична? Может ли она в будущем случиться с самим Макаром Девушкиным? |
3 | 3. Этап усвоения нового материала. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Так как Ф. М. Достоевского называли прямым продолжателем дела Н. В. Гоголя, начатого им в «Шинели», то, дав характеристику непосредственно Макару Девушкину, далее необходимо сравнить его с «маленьким человеком» Гоголя, Акакием Башмачкиным. Работа с мультимедийными материалами и дополнительными текстами должна сочетаться с обсуждением спорных моментов и ответами на вопросы. – Дополнительный текст. Работа с литературоведческой статьей. Прочитайте статью и объясните, как вы понимаете, в чём состоит различие между художественными методами Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского. – Какие книги читают Макар Девушкин и Варенька? Найдите в тексте их высказывания о прочитанных произведениях. – Макар Девушкин читает книги о двух маленьких людях – Самсоне Вырине («Станционный смотритель») и Акакии Башмачкине («Шинель»). Видит ли он свое сходство с этими героями? Кому из авторов он благодарен, а на кого досадует и почему? – Дополнительный текст. |
4 | 4. Работа с текстом, закрепление нового материала. | Обсуждение языка романа. – Сравните образ повествователя и манеру повествования в повести «Шинель» и романе «Бедные люди». (Учащиеся должны отметить, что в обоих случаях язык повествователей отличается от языка писателя. Автор пользуются своеобразными языковыми масками. Н. В. Гоголь в повести «Шинель» ведёт повествование от авторского «мы» и использует, как замечают исследователи сказовую манеру. Ф. М. Достоевский вообще отстраняется от повествования, передавая его целиком и полностью своим героям: используя форму писем и дневника.) – Герои романа употребляют в письмах специфические, только им присущие слова и выражения. Найдите эти слова? Чем вы их объясните? Как они характеризуют переписывающихся? |
5 | 5. Рефлексия учебной деятельности на уроке. | Как вы считаете, являются ли понятия «бедные люди» и «маленькие люди» синонимами? Если да, то почему? Если нет, то кого из персонажей романа «Бедные люди» можно назвать «бедным человеком», но нельзя назвать «маленьким человеком»? А наоборот? (Однозначного ответа на этот вопрос быть не должно. Он связан с пониманием учащимися отличий между творческим принципом Н. В. Гоголя и Ф. М. Достоевского, а также пониманием различных граней понятия «маленькие люди». Если, называя героя «маленьким человеком», мы имеем в виду его низкое социальное положение, отсутствие чинов, амбиций и значительных событий в судьбе, а также – сострадание и участие, которое должны вызывать у читателя такие люди – то «маленький человек» будет означать то же самое, что и «бедный человек» (по Достоевскому). Однако, если же «маленький человек» в нашем понимании – это не только жертва обстоятельств, не только несчастный человек, но также и человек, мертвый внутри, нищий духом, жизнь которого пуста и бессмысленна – тогда понятие «маленький человек» получает негативную окраску и уже не будет синонимом понятия «бедный человек». Задача учащихся в том, чтобы порассуждать над вопросом и привести доказательства в пользу своего мнения.) |
6 | 6. Информация о домашнем задании. | Подготовиться к самостоятельной работе по теме «Ф. М. Достоевский. Роман "Бедные люди"». Написать короткое эссе «Чем богаты „бедные люди“». |