Урок 42. Жизнь и творчество Н. А. Заболоцкого
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с биографией и лирикой Н. А. Заболоцкого
Задачи урока
- Осветить факты биографии Н. А. Заболоцкого, познакомиться с некоторыми его стихотворениями, читать и анализировать их, определить основные темы, рассмотреть особенности стиля и художественные приёмы.
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворения, прослушивание аудиоматериалов, просмотр изображений, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Пейзажная лирика, поэма, лирический герой, лирический сюжет, стихотворный размер
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Повторение фактов биографии Н. А. Заболоцкого из прочитанной дома статьи. Коллективное выполнение упражнения. Обратить внимание учащихся на то, как природа становится центральной темой лирики Н. А. Заболоцкого. Прослушивание стихотворения «Не позволяй душе лениться…» и цитаты Заболоцкого о работе и покорении жизни. Сопоставление высказывания поэта и его стихотворения. – Как вы понимаете метафору «труд души» и олицетворение, на основе которого построено стихотворение? |
2 | 2. Этап усвоения и закрепления нового материала | Работа с текстами стихотворений «Журавли», «Одинокий дуб». Выразительное чтение стихотворений. Фронтальная беседа по вопросам рубрик «Обсудим вместе» и «Решаем читательские задачи» (учебник, ч. 2, с. 81–83) с опорой на интерактивные задания. – Только ли теме природы посвящены эти лирические произведения? – Каков лирический сюжет стихотворения «Журавли»? Ка- ким образом меняется интонация стихотворения? Свой ответ аргументируйте. Что погибает вместе с вожаком, по мнению автора стихотворения? – Как вы думаете, к кому обращается автор в стихотворении «Журавли»? Почему появляется местоимение «мы»? О каких человеческих качествах и почему он говорит? – Как можно охарактеризовать лирического героя стихотворения? Какие чувства он испытывает? – Определите тему и идею стихотворения. – Оптимистичен ли финал стихотворения? (Финал стихотворения вызывает двойственные чувства. С одной стороны, он трагический, потому что вожак стаи погибает, к тому же погибает он от руки человека – то есть автор рисует гибель прекрасного создания природы по нашей вине, он говорит о жестокости людей. С другой стороны, метафора «золотого зарева пятно» символизирует память о красоте и гордом величии погибшей птицы. Кроме того, обращают на себя внимание строки «Им природа снова возвратила/ То, что смерть с собою унесла» – то есть, имеется в виду, что природа все равно не умирает, ей свойственно вечно возрождаться и рождать жизнь.) – Какая пословица переосмысляется автором в стихотворении «Одинокий дуб»? Каким образом изменяется ее смысл? – Докажите, что в стихотворении «Одинокий дуб» речь идёт не только о дереве. – Найдите в стихотворении антитезы. – Обратите внимание на границы предложений и поэтических строк в стихотворении «Одинокий дуб». С какой целью автор использует приём переноса строки? При ответе обратите внимание на рифмующиеся слова. – Исследователи творчества Заболоцкого отмечали, что рифме он придавал огромное значение, требуя от себя и от других точной рифмовки. Подтвердите это текстами стихотворений. Повторение трёх типов рифмовки: перекрёстная, опоясывающая, смежная. Дополнительный текст. |
3 | 3. Рефлексия учебной деятельности на уроке | 1. Послушайте высказывание Н. А. Заболоцкого. Как вы понимаете эти слова? Что, по-вашему, подразумевается под лицом, умом и сердцем стихотворения? Подтвердите своё предположение стихотворными примерами. Согласны ли вы с точкой зрения поэта? Ответ аргументируйте. 2. Сопоставьте стихотворения Н. А. Заболоцкого со стихотворениями поэтов XIX века (Ф. И. Тютчева «С поляны коршун поднялся…», А. К. Толстого «Острою секирой ранена берёза…», А. А. Фета «Учись у них — у дуба, у берёзы…»). Как перекликаются темы и образы в поэзии Заболоцкого и лирике XIX века? Что нового внёс в эти темы Заболоцкий? |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Выучить наизусть любое стихотворение Н. А. Заболоцкого. 2. Подготовиться самостоятельной работе по теме «Наедине с поэтом» (Творчество И. А. Бунина и Н. А. Заболоцкого). |