Урок 42. Точность и правильность речи. Повторение звукового анализа и правила переноса слов
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Анализировать текст, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли, и выявлять в нём ошибки; знакомить со словами, которые указывают на предметы, признаки, количество, но не называют их (термин «местоимение» не употребляется); повторить звуковой анализ слова и правило переноса слов
Ключевые понятия
-
Устная речь, речевой этикет, транскрипция, звуковая модель слова, перенос слов, работа в парах, постановка вопросов к словам, родственные слова, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — обсуждение текста, в котором нарушены точность и правильность выражения мысли. Текст читает учитель. При выполнении этого упражнения достаточно, чтобы ученики высказались о том, что ни сестра, ни они не поняла, о чём рассказывал мальчик |
3 | 5. Первичное закрепление материала | Выполняется фронтально упражнение 3 (речь) в учебнике — сравнение текстов, в одном из которых нарушены правила речевого общения. Рекомендуется, чтобы тесты прочитали сами ученики. Если техника чтения у детей ещё невысокая, то тексты читает учитель. Затем организуется обсуждение. Учитель предлагает воспользоваться ответами, которые приведены в упражнении 2, и использовать их в качестве образцов |
4 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык; трудное) в учебнике — повторение звукового анализа слова. Так как упражнение помечено значком «гиря», рекомендуется предложить это упражнение сильным ученикам для самостоятельной работы. Правильный ответ: оружие, ружьё, тяжёлый, объяснит, язык |
5 | 7.1. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — наблюдение за соотношением транскрипции, звуковой модели и буквенной записи слова. Выполняется самостоятельно с последующей проверкой. В ходе проверки важно объяснить причины ошибок. Вариант выполнения. В классах с большим количеством учащихся, испытывающих трудности, выполняется фронтально с подробным комментированием. Учащиеся простым карандашом соединяют транскрипцию слова с соответствующей моделью, а затем уже с буквенной записью. Нарушение последовательности действий может привести к ошибкам. Учащиеся рассказывают о слове, опираясь на модель. Примерный ответ может быть таким: «В слове мел три звука, первый звук — мягкий звонкий согласный, второй звук — гласный, третий звук — твёрдый звонкий согласный» и т. п. |
6 | 7.2. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Дополнительное задание. Назовите слова, которые различаются только одним звуком (мел — мель, полка — полька) |
7 | 8. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 (язык; если осталось время) в учебнике — повторение правила переноса слов. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся аналогично упражнениям из предыдущих уроков |
8 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
9 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы — написание предлагаемых образцов за одно движение. При написании буквосочетаний аб и ад важно обратить внимание учащихся на то, что овал как элемент букв б и д прописывается снизу. На каждой строчке буквосочетание прописывается пять раз, а на оставшемся месте следует записать слово, которое начинается с отрабатываемого буквосочетания. Выбранное учащимися слово проговаривается учителем орфографически. Первые две буквы пишутся за одно движение |
10 | 11. Дополнительный материал | Выполняется письменно, в парах упражнение 3 в рабочей тетради — отработка умения задавать вопрос к слову, наблюдение за группами родственных слов. Можно предложить учащимся в парах выбрать, слова какого столбика будет писать каждый из них. Если учитель считает целесообразным, можно до начала самостоятельного выполнения в ходе фронтальной работы устно задать вопрос к каждому слову. В ходе выполнения упражнения отрабатывается умение находить слово, с помощью которого можно объяснить значение родственных слов. Доказательством служит развёрнутое толкование каждого слова. В ответах учеников должны быть указаны отличительные признаки родственных слов: близость значения и наличие общей части. Дополнительные задания 1. Дополнить каждую группу родственных слов своими примерами. 2. Списать любую группу слов по выбору в тетрадь |
11 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — осознание правил разборчивой грамотной записи слов. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают выбранные слова, продолжается как самостоятельное: учащиеся вписывают слова. Вариант выполнения. Предложить открыть учебник на странице 122 и с опорой на учебник самостоятельно вписать пропущенные слова |
12 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — отработка умения находить слова, отвечающие на заданный вопрос. В сильном классе выполняется письменно в парах, в классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в изучении русского языка, выполняется фронтально. Перед началом нужно обязательно прочитать всё стихотворение, коротко обсудить, о чём оно, и после этого приниматься за поиск слов, отвечающих на нужный вопрос. Учащиеся записывают по два слова в столбик. Возможная трудность. Учащиеся могут предложить записать в третий столбик слово заберётся. В этом случае необходимо ещё раз вернуться к постановке вопроса (что сделает?) |
13 | 14. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Возможная трудность. Чтобы предупредить шибки в написании слов известно, лучший, проказник, целесообразно до начала списывания попросить учащихся подчеркнуть «опасные» места. Слова продолжает, в маленьком, спокойно, вздумается, проказничает поделить на слоги, прочитать и при списывании обратить на них особое внимание. Учитель просит также обратить внимание на постановку знаков препинания внутри и в конце предложений. Вариант выполнения. В классах с невысоким темпом работы не стоит предлагать списывать весь текст целиком, лучше более тщательно поработать над списыванием какой-то его части. После самостоятельного списывания учитель просит учащихся проверить свою работу, обращая особое внимание на подчёркнутые места. Дополнительные вопросы 1. Есть ли в тексте родственные слова? Назовите их. 2. Как называется сказка А. Линдгрен о Карлсоне? |
14 | 15. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |