Урок 42. Тема «Научно–познавательные и художественные произведения о природе». С. Иванов «Каким бывает снег»
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – знакомить с выразительными средствами языка;
- – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.);
- – знакомить на практике с типами текста (повествование, описание, рассуждение);
- – учить различать познавательный и художественный тексты.
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– определять типы текста (описание, повествование) на практике;
– пересказывать кратко и подробно рассказ или сказку по готовому плану;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним;
– объяснять авторскую точку зрения.
-
Жанр, тема, рассказ, С. Иванов
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | – Ребята, большое спасибо всем, кто принёс книги с произведениями о зиме. Рассмотрите и назовите их. – Какие произведения о зиме вошли в эти книги? – Проверка домашнего задания: чтение наизусть стихотворения З. Александровой. – Рассмотрите картины. – Какое настроение создают картины? – Что можно сказать о погоде, которая изображена на картинах? – Как о первом снеге сказал поэт Яков Аким в своём стихотворении? «Первый снег» Утром кот |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Но за время зимы снег бывает разным. Об этом мы узнаем из произведения Иванова. – Рассмотрите текст, сколько в нём частей? (4.) – Прочитаем первую часть. Как можно озаглавить эту часть? – Прочитаем вторую часть. Как можно озаглавить её? – Чтение 3–й и 4–й частей, составление плана. – Найдите описание снега в каждой части. Передайте при чтении своё отношение к описанным картинам. – Можно ли сказать, что рассказчик относится к снегу, как к человеку? Сколько «характеров» у снега он подметил? |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Прочитайте 2–ю часть. Найдите в этом тексте сравнения, которые использовал автор, чтобы описать солнце и путника. Прочитайте. – Рассмотрите иллюстрацию. Какая часть рассказа к ней подходит? Прочитайте выразительно. |
4 | 4. Выполнение заданий в тетради | – Какой снег последний? Прочитайте выразительно. – Выполнение заданий в тетради. |
5 | 5. Обобщение изученного: сравнение произведений | – Чем необычен рассказ? Что нового узнали? Какие чувства испытали? – (Высказывая своё впечатление о рассказе, ученики должны отметить, что в нём сообщаются факты о снеге, никаких событий не происходит. Это научно–познавательный текст.) – Сравните произведение Иванова «Каким бывает снег» со стихотворением Акима «Первый снег». Послушайте стихотворение ещё раз. – Заполнение таблицы. |
6 | 6. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Подготовьте краткий пересказ произведения С. Иванова «Каким бывает снег» по плану. – Подберите загадки о снеге. |