Урок 42. Образы Ильи и Кузьки Двоерылко. Смысл заглавия сказа
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучить своеобразие жанр сказ на примере произведения П. П. Бажова
Задачи урока
- 1. Изучить своеобразие языка сказа.
- 2. Проанализировать образ Кузьки Двоерылко.
- 3. Проанализировать образ Ильи.
- 4. Проанализировать смысл заглавия сказа «Синюшкин колодец».
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение
Ключевые понятия
-
Сказ, Бажов, композиция, Синюшка, Двоерылко
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Проверка домашнего задания и закрепление ранее изученного материала | Ребята выполняют тестовое задание. Затем отвечают на вопросы: 1. Как вы думаете, как рассказчик относится к Кузьке? 2. Почему его ни разу не называют Кузьма, а только Кузька или Двоерылко? Обратите внимание на «говорящее» прозвище, другие даваемые ему оценки и характеристики, описания его поступков. 3. В чём разница между словами “вор” и “ворина”, а может быть, их значение абсолютно одинаково и слово «ворина» выбрано случайно? 4. Почему, когда Кузька пропал, о нём «всяк про себя подумал: „От того убытку нет, коли вор потерялся“»? 5. Как вы думаете, могли ли быть друзьями Кузька и Илья? Сравните их. Много ли у них общего и чем они различаются? |
2 | 2. Анализ второй и третьей встреч Ильи с Синюшкой | Учащиеся при помощи учителя анализируют вторую встречу Ильи с Синюшкой. Школьники отмечают перемены в поведении Синюшки: «Сама в сторонке стоит, к Илье рук не тянет, а над колодцем туман, как шапка синяя, густым-густё- хонько», да и ведёт себя иначе, смеётся, не пытается запугать Илью, вроде бы помочь ему хочет. В конце встречи обещает показать свои богатства, потому что он — «парень удалый и гораздый». Можно предложить классу придумать рассказ от имени Кузьки Двоерылко о том, что он видел и какие мысли родились в его голове, какую оценку он даёт Илье и Синюшке. Можно также предложить учащимся придумать историю о том, что потом произошло с Кузькой, ведь через несколько дней Двоерылко пропал, и никто на прииске не знал, что с ним случилось. Далее внимание школьников сосредоточивается на последней, третьей, встрече Ильи с Синюшкой. Ребята определяют, изменились ли их отношения, как старушонка проверяла Илью. Учащиеся сравнивают облики Синюшки, в которых она представала перед Ильёй во время встреч |
3 | 3. Анализ образа Ильи | Ребята выполняют тестовое задание Анализ образа Ильи |
4 | 5. Информация о домашнем задании | Учитель делит пятиклассников на три группы (варианта), каждая группа работает над одним сказом. Каждая группа должна прочитать один из сказов: «Каменный цветок», «Горный мастер» или «Хрупкая веточка». Подготовка к уроку выглядит следующим образом (на экран выводится задание) |