Урок 42. Буква «ё» в начале слова (обозначение звуков [й’] и [о]
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Звуковой анализ слов «клён», «пёс»,
- «утёнок».
- Разгадывание кроссворда.
- Называние слов со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам).
Виды деятельности
-
Классифицировать буквы в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука.
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Обозначать буквой «ё» звук [й’] и последующие гласные звуки [о].
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.1. Актуализация знаний | Учитель. Отгадайте загадку. Загляни в осенний сад Чудо-мячики висят. Красноватый, спелый бок Ребятишкам на зубок. (Яблоко) Составьте звуковую модель слова «яблоко». |
2 | 1.2. Актуализация знаний | «Подставь буквы правильно». Учитель. Давайте вспомним, что мы знаем о буквах «а», «я», «о» и «ё». Подставьте в столбики таблицы нужные буквы. Расскажите, какие буквы пишутся после мягких согласных, а какие — после твёрдых. |
3 | 2. Изучение нового материала | Учитель. Отгадайте загадку. Сердитый недотрога Живёт в глуши лесной, Иголок очень много, А нитки — ни одной. (Ёжик) Рассмотрите схему слова. Какое слово мы будем разбирать Ёж или Ёжик? Проведём звуковой анализ слова ЁЖИК. первый звук [й’] — самый короткий звук, мягкий согласный; второй звук — [о], гласный; третий звук — [ж], твёрдый согласный; четвёртый звук — [ы], гласный; пятый, звук в слове — [к], твёрдый согласный, его мягкая пара — [к’]. А вот ещё один секрет русского языка: когда звуки [й’] и [о] стоят рядом, они обозначаются буквой «ё». Давайте подставим букву «ё» на место цветных квадратов, обозначающих звуки [й’] и [о]. Посчитайте звуки и буквы. Почему в этом слове больше звуков чем букв? (Дети отвечают и сверяются со схемой звукового состава слова.) |
4 | 3.1. Этап закрепления и первичной проверки. Работа с учебником | Проведение звукового анализа. Учитель. Отгадайте загадку. Её всегда в лесу найдешь — Пойдём гулять и встретим. Стоит колючая, как ёж, Зимою в платье летнем. (Ёлка) Платья из иголок У красавиц... (Ёлок) |
5 | 3.2. Этап закрепления и первичной проверки. Работа с учебником | Учитель. А теперь проведём звуковой анализ слова «ёлки». Сравните схемы слов «ёлка» и «ёлки». Что вы увидели? (Ответы детей.) Игра «Один-Много». Учитель. А теперь давайте поиграем. Я сейчас произнесу слово, а вы измените его так, чтобы оно обозначало много животных: «Тигр». А когда их много, то как мы говорим? (Тигры.) Лев... (Львы), обезьяна... (Обезьяны), слон ... (Слоны), морж... (Моржи). Теперь давайте поработаем в парах. Один из вас называет слово, обозначающее один предмет, а второй называет слово, обозначающее много таких предметов. |
6 | 4. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Отработка правил обозначения гласных звуков буквами. Учитель. Соедини линиями картинки со схемами. Расскажите, какие буквы пишутся после мягких согласных, а какие — после твёрдых. |
7 | 5. Обобщение и систематизация знаний. Работа по учебнику | Составление рассказа по серии сюжетных картинок. Рассмотрите рисунки на с. 41 букваря. Как мы можем озаглавить рассказ, составленный по этим картинкам? Составьте и запишите рассказ по этим картинкам. Как мы можем это сделать? Каждое произнесённое предложение мы обозначим полоской. Прочитайте предложения. Сравните рисунки на с. 33 и 41, найдите различия в рисунках. Что для этого надо сделать? Для того чтобы их сравнить, необходимо делать это последовательно, сравнив первый эпизод, затем второй и т. д. Какой вывод мы сделаем? Первые два эпизода полностью совпадают, а вот третьи и четвёртые рисунки отличаются: вместо рыбки мальчик поймал ботинок, и возвращаться домой ему пришлось с этим уловом. |