Урок 41. Тема «Произведения о зиме». З. Александрова «Снежок». Дополнительное чтение. К. Ушинский «Проказы старухи–зимы»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- – Формировать умения читать вслух и про себя;
- – обогащать словарь детей словами по теме чтения;
- – знакомить с выразительными средствами языка;
- – учить передавать голосом чувства (удивление, восхищение, разочарование и т. п.).
Виды деятельности
-
– Читать предложения, отрывки из изучаемых произведений вслух и про себя;
– отвечать на вопросы и дополнять ответы одноклассников;
– передавать интонацией своё отношение к читаемому;
– пересказывать кратко и подробно рассказ или сказку по готовому плану;
– объяснять поступки героев и аргументировать своё отношение к ним;
– объяснять авторскую точку зрения.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, стихотворение, сказка, З. Александрова, К. Ушинский
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с выставкой книг | – Ребята, рассмотрите нашу выставку книг. (Учитель готовит 3–5 книг о родной природе в разные времена года.) – Назовите книги на выставке. О ком или о чём эта книга? О чём в ней говорится? Рассмотрите и сравните иллюстрации к текстам о весенней, зимней, осенней природе. |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым разделом | – На смену осени приходит зима. Прочитайте, как называется наш раздел, с которым мы начинаем работать. – Как вы думаете, с какими произведениями мы познакомимся в этом разделе? – Какие произведения о зиме вы знаете? Назовите. – Прочитайте рубрику «Обрати внимание». – Какое настроение у вас вызывает зима? Рассмотрите картины русских художников о зиме. – Какое настроение создают образы, созданные художниками. Расскажите. – Представьте, что вы вошли в зимний лес. Расскажите, что вы видите и слышите в нём. (Ответы учеников.) |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – А теперь послушайте. (Учитель читает наизусть стихотворение Зинаиды Александровой, не называя автора.) – Какое настроение создаёт это стихотворение? Расскажите. – Найдите и прочитайте фамилию автора. Заголовок стихотворения. (Учитель показывает модель обложки.) – Проверьте модель. Соответствует ли она нашему произведению? Объясните. – Обратите внимание на подзаголовок. В учебнике стихотворение приведено не полностью. – Прочитайте стихотворение самостоятельно. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по учебнику | – Какие слова передают радостное настроение автора? Прочитайте. – Как описывает автор зимний снежок? Прочитайте. – Как описывает автор снегирей? Прочитайте. – Подумайте, почему автор сравнивает снегирей с розовыми яблоками. – Рассмотрите иллюстрацию. Соответствует ли она тексту стихотворения? Объясните. – Прочитайте строки стихотворения, которые подходят к ней. |
5 | 5. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий в тетради | – Выполнение заданий в тетради. – Прочитайте. Найдите и выделите рифмы. (Ученикам предлагается найти рифмы в тексте отрывка (работа по учебнику), затем учащиеся выполняют интерактивное задание.) – С чем сравнивает снежок автор? (С мелом.) – О чём говорит автор «весёлых белых мух»? (О снеге.) |
6 | 6. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте ещё одно произведение о зиме. – (Учитель (или хорошо читающий ученик) читает сказку К. Ушинского «Проказы старухи–зимы». Текст дан в учебной хрестоматии, 2 класс, 1 часть, авт.–сост. Л. А. Ефросинина.) – Выполните модель обложки. Проверьте. – Почему автор так озаглавил свою сказку? Объясните. |
7 | 7. Обогащение читательского опыта: выполнение заданий по работе с текстом | – Перечитайте первый и последний абзацы текста. Какой показана старуха–зима? Изменилась ли она к концу сказки? Прочитайте. |
8 | 8. Составление плана | – А теперь давайте ещё раз перечитаем сказку Константина Дмитриевича и составим план произведения. – Сколько частей можно выделить в произведении? (5.) – (Ученики читают сказку по частям и озаглавливают каждую часть, на обратной стороне листка с моделью обложек появляется план сказки.) – Перескажите одну из частей сказки подробно. |
9 | 9. Обобщение изученного: работа с моделями | – А теперь давайте вспомним произведения, с которыми мы работали. Рассмотрите схемы. Вспомните и назовите к ним произведения. – А теперь изготовим книжку–малышку. (Учитель собирает модели обложек и оформляет книжку–самоделку.) |
10 | 10. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Подготовьте чтение наизусть стихотворения З. Александровой. – Подготовьте краткий пересказ сказки К. Ушинского «Проказы старухи–зимы». – Найдите книги с произведениями о зиме. |