Урок 41. Речевая ситуация: поздравление и вручение подарка. Повторение функций ь и порядка действий при списывании
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Моделировать речевую ситуацию поздравления; наблюдать за текстами поздравительных открыток; учиться восстанавливать правильную последовательность предложений в деформированном тексте; повторить функции мягкого знака; отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, речевой этикет, функции мягкого знака, транскрипция, звуковая модель слова, знаки препинания в конце предложения, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — моделирование речевой ситуации поздравления. Ученики читают примеры поздравлений из упражнения и выбирают тот, который в большей степени отвечает правилам речевого поведения. При обсуждении поздравлений с учениками следует отметить: несмотря на то, что общаются друзья, всё же слова Вот, держи, это тебе при вручении подарка являются не очень вежливыми. Учитель может предложить ученикам привести свои примеры поздравления |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Обрати внимание» в учебнике формулирует правило речевого поведения |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Выполняется фронтально упражнение 2 (речь) в учебнике — наблюдение за текстами поздравительных открыток с целью различить текст на готовой открытке и текст, написанный подругой. Ученики должны не только определить, что подругой Лены написан второй текст, но также прийти к выводу: какой бы красивой ни была купленная открытка, какие бы красивые слова там ни были написаны, всё же человеку гораздо приятнее получить подписанную открытку, в которой сформулированы индивидуальные пожелания |
5 | 5. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 3 (речь; если осталось время) в учебнике — моделирование речевой ситуации поздравления, формирование правильного речевого поведения. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся. Обязательно проводится в классах, где ученики испытывают трудности в изучении и усвоении русского языка (русский язык неродной). В этом случае необходимо именно моделировать ситуации, т. е. предлагать ученикам выступить в роли именинника и его гостей, произносить поздравления, слова при вручении подарка и ответные реплики. В ходе работы учитель корректирует речь учащихся, исправляя ошибки, помогая правильно сформулировать высказывание |
6 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — анализ текста с нарушенным порядком предложений. Ученики читают текст, после чего в совместном обсуждении восстанавливают правильный порядок предложений. В классах с невысоким темпом работы текст можно не списывать |
7 | 7. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 (язык; если осталось время) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся |
8 | 8. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
9 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — написание первых двух элементов строчной и заглавной букв ф, Ф за одно движение. На третьей строчке целесообразно отработать написание букв ф, Ф с использованием отработанного на предыдущих строчках единого написания начальных элементов, при этом не стоит предлагать прописывать эти буквы за одно движение. При написании строчной буквы ф второй овал целесообразно теперь писать как строчную букву о с использованием нижнего способа написания, предложив учащимся за одно движение написать ещё и соединительный штрих. На четвёртой строчке можно отработать написание буквосочетаний, первой буквой в которых идёт строчная ф. Лучше, если учащиеся сами будут предлагать буквосочетания для записи, при этом особенности соединения сначала разбираются на доске, а потом учащиеся записывают буквосочетание в тетрадь |
10 | 10. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — наблюдение за группами родственных слов, отработка умения находить повторяющуюся общую часть в словах. Учитель организует наблюдение за тем, как на письме передаётся написание безударного гласного в корне в сравнении с обозначением ударного гласного в этом же корне в составе однокоренного слова. Можно продублировать этот материал на доске. В каждой паре слов, где возможно, ставится знак ударения, учитель просит учащихся объяснить значение этих слов, обратить внимание на сходство значения. Учитель просит в каждой паре называть слова, которые не требуют проверки на письме. Возможные ошибки связаны с постановкой знака ударения в односложных словах. В этом случае стоит ещё раз напомнить учащимся, что знак ударения в таких словах не ставится, так как место ударения очевидно |
11 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — наблюдение за соотношением звукового состава слова, переданного с помощью транскрипции, и буквенной записи этого же слова. Выполняется фронтально, поскольку упражнение может быть отнесено к трудным. Впервые вводится новая запись звуков с помощью транскрипции. Начинается выполнение с разбора первой строки. Учитель напоминает детям, что во втором столбике нарисована привычная для них модель слова тигр, в третьем дана транскрипция этого же слова (при этом необходимо обратить внимание на способ обозначения мягкости согласного), в четвёртом столбике слово записано буквами. Во втором случае учащиеся делают буквенную запись слова торт, это не должно вызвать никаких сложностей. Далее нужно записать транскрипцию слов луг [лук] и лук [лук]. При сравнении буквенной и звуковой записей слова луг ученики должны обратить внимание на несовпадение последнего звука и обозначающей его буквы |
12 | 12. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — отработка умения читать транскрипцию и делать на её основе буквенную запись, передавая мягкость согласных с помощью гласных букв и ь. Выполняется фронтально, с поочерёдным выходом учащихся к доске. Учитель обращает внимание детей на то, что надо быть внимательным при записи имён собственных.Дополнительный вопрос. Всегда ли можно мягкость согласных обозначить с помощью гласных букв? |
13 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — отработка осознанности чтения и умения выбрать правильный знак препинания в конце предложения. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения, знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией. Дополнительное задание. Одно из предложений после предварительной подготовки записать по памяти |
14 | 14. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Объём выполнения упражнения зависит от темпа работы класса и регулируется учителем. Важно при этом оказать помощь слабым учащимся, предупредить случаи побуквенного списывания. Для этого можно вместе с учащимися слова собирались, отправить, произойти, исполнялось разделить на слоги, проведя под словами слоговые дуги. Возможные трудности. Чтобы предупредить ошибки в написании слов настало, кончились, к бабушке, до отъезда, исполнялось, целесообразно до начала списывания попросить учащихся найти эти слова, подчеркнуть их, прочитать и при списывании обратить на них особое внимание |
15 | 15. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |