Урок 41. Композиция сказа «Синюшкин колодец». Образ Синюшки. Образ бабки Лукерьи
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучить своеобразие жанр сказ на примере произведения П. П. Бажова
Задачи урока
- 1. Изучить своеобразие языка сказа.
- 2. Проанализировать образ Синюшки.
- 3. Проанализировать образ бабки Лукерьи.
- 4. Проанализировать композицию произведения «Синюшкин колодец».
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, выразительное чтение
Ключевые понятия
-
Сказ, Бажов, композиция, Синюшка, Лукерья, Илья
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Просмотр отрывка из фильма «Синюшкин колодец» (образ Синюшки) |
2 | 2. Проверка домашнего задания и закрепление ранее изученного материала | Ребята пересказывают отрывки, показывают иллюстрации, объясняют свой выбор. Далее просмотр слайд-шоу «Урал» |
3 | 4. Анализ образа Лукерьи | Ребята выполняют тестовое задание, затем отвечают на вопросы, выполняют задания. Вопросы и задания: 1. Кто такая бабка Лукерья? 2. Какое наследство бабка оставила своему внуку в «поминок» и почему просила хранить её дар? 3. Как вы понимаете значение дара бабки Лукерьи? Можем ли мы назвать наследство волшебным, а бабку Лукерью колдуньей? 4. Какой наказ дала бабка Илье? Какую тайну богатства открыла и что поведала о Синюшке? 5. Кому и когда даёт богатство Синюшка? 6. Обратите внимание на речь героини. Найдите высказывания, свойственные устному народному твор- честву. Как вы думаете, почему автор вложил их в уста бабки Лукерьи? Попробуйте заменить их словами, близкими по значению. Что изменилось? |
4 | 5. Анализ образа Синюшки | Ребята выполняют тестовое задание Далее в центре внимания — три встречи Ильи с Синюшкой. Эти эпизоды ребята выразительно читают вслух, затем работают над разными образами Синюшки, чтобы определить черты характера, душевные качества Ильи, которые помогли ему победить Синюшку. Вопросы и задания: 1. Перечитайте эпизод, где описана первая встреча Ильи с Синюшкой. («Шёл-шёл... — Ну поругались так-то...») Какие чувства вы испытали, читая отрывок (страх, удивление, восхищение, радость, грусть, разочарование и т. д.)? 2. Что, а может быть кто, вызвал в вас эти чувства? Если бы вам пришлось рисовать иллюстрацию к этому отрывку, какой цвет стал бы основополагающим? Почему? 3. Найдите и прочитайте описание Синюшки. Какие слова помогают её представить? Что необычного, возможно, противоречивого было в её облике? 4. Как вы думаете, почему автор называет Синюшку «старушонкой», а не бабушкой или старушкой? Какой смысловой оттенок есть в слове «старушонка»? |
5 | 6. Творческое задание. Информация о домашнем задании | Просмотр отрывка из фильма. Ребята выполняют творческое задание. Учитель обращает внимание на то, как разговаривают герои в сцене встречи (Синюшки с Ильёй), о чём их разговор. Предлагает вообразить себя режиссёром и дополнить диалог словами, помогающими представить, как выглядит герой в момент разговора, что делает, каково выражение его лица, как он произносит слова и т. д. Вопросы и задания для обсуждения: 1. Подумайте, как нужно читать этот отрывок. 2. В каком состоянии находятся герои в начале разговора и какими мы их видим в конце? 3. Меняются или остаются неизменными громкость и темп разговора? 4. Выразительно прочитайте дополненную вами сцену разговора Ильи и Синюшки. В конце урока школьники сравнивают, какое впечатление произвела Синюшка на Илью и на них самих. Домашнее задание: Перечитать вторую и третью встречи Ильи с Синюшкой. Придумать историю о Синюшке. Подготовить характеристику Кузьки Двоерылко |