Урок 41. Художественные особенности лирики И. А. Бунина
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ стихотворений И. А. Бунина
Задачи урока
- Проанализировать стихотворения И. А. Бунина, выявить художественные приемы и особенности лирики поэта.
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворения, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Эпитет, олицетворение, сравнение, антитеза, цветопись, светопись, деталь, ассонанс, аллитерация, звукообраз, метафора, развёрнутая метафора
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Выразительное чтение стихотворений И. А. Бунина. Работа с иллюстрациями, подготовленными учащимися. Учитель должен обращать внимание на правильную расстановку пауз и логических ударений, верное интонирование. В случае ошибок – поправлять и объяснять, почему интонация неверна. |
2 | 2. Этап усвоения и закрепления нового материала | Работа с текстами стихотворений «Листопад», «Родина», «Ночь и даль седая…», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово». Анализ художественных приёмов с опорой на выполнение интерактивных заданий. (В процессе разбора стихотворения вводятся новые термины, повторяются известные) – Повторение понятия антитеза. Лексическая и композиционная антитеза. Важно показать, что антитеза может проявляться на всех уровнях стихотворения: смысловом, композиционном, языковом, эмоциональном. – Сопоставьте состояние лирического героя стихотворения «Шумели листья, облетая…» с настроением, созданным описанием осеннего леса. Какое противоречие возникает и как его объясняет сам автор? (Описание осеннего леса создает тревожное и печальное настроение: лес страшится предстоящей гибели, «воет» – плачет. А лирический герой не понимает, что страшного в осеннем гуле и «пляске» листьев. Ему весело кружиться вместе с ней. Это объясняется тем, что лирический герой ребёнок – он «был мал». Так детям недоступно осознание смертности и предчувствие конца. Жизнь кажется им долгой, если не вечной, поэтому и шум осенних листьев вызывает у него не грусть, а «радостно-безумный» восторг.) – Как вы думаете, какое дополнительное смысловое значение вкладывает автор в образ горящего и потухающего костра в стихотворении «Огонь»? Каким образам и почему он его противопоставляет? Свой ответ поясните. – Какие художественные приёмы встречаются в стихотворении «Огонь»? можно ли назвать всё стихотворение развёрнутой метафорой? – Сделайте вывод о цветописи в лирике Бунина. – Как вы думаете, почему в стихотворении «Ночь и даль седая…» можно говорить не о цветописи, а о светописи? Попробуйте дать свое определение этого художественного приёма. – Перечитайте стихотворение «Ночь и даль седая…». С помощью каких деталей создаётся образ тишины. – Обратите внимание на особенность эпитетов в стихотворении «Родина». Какого художественного эффекта достигает поэт? (Составные эпитеты («мертвенно-свинцовый», «молочно-синий») характерны для поэзии Бунина: одна часть обычно описательная, другая – оценочная. Подобные эпитеты встречаются в лирике Ф. И. Тютчева.) |
3 | 3. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учащиеся слушают или читают в учебнике (ч. 2. Стр. 71–73) высказывания русских писателей об И. А. Бунине. После чего им предлагается порассуждать: о каких особенностях лирики поэта они говорят. Можно ли с ними согласиться. Свои ответы подтверждают примерами из текстов произведений. Проверка индивидуальных заданий – сопоставление стихотворений И. А. Бунина с пейзажной лирикой поэтов XIX века. Делается вывод о продолжении традиций поэзии Ф. И. Тютчева и А. А. Фета в лирике И. А. Бунина. Конкретность образов, яркость и предметность в сочетании с детальной прорисовкой пейзажа, а также звукопись – традиционные черты русской реалистической поэзии XIX века, доведённые И. А. Буниным до совершенства. |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Творческое задание по выбору: 1) Выполнить письменный анализ – интерпретацию стихотворения И. А. Бунина (по выбору учащихся). 2) Написать эссе «Поэзия Бунина: мои впечатления и размышления». 2. Прочитать статью в учебнике о жизни и творчестве Н. А. Заболоцкого (ч. 2. стр. 74–78). |