Урок 40. Речевая ситуация: выбор адекватных языковых средств при общении с людьми разного возраста. Повторение функций ь
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Анализировать речевую ситуацию, в которой выбор языковых средств зависит от возраста того, с кем происходит общение; повторить функции мягкого знака; знакомить со значками транскрипции (квадратные скобки, запятая справа над звуком, обозначающая мягкость согласного); повторить звуковой анализ; отработать порядок действий при списывании; продолжить наблюдать за словами, имеющими несколько значений
Ключевые понятия
-
Устная речь, речевой этикет, функции мягкого знака, транскрипция, звуковая модель слова, знаки препинания в конце предложения, порядок действий при списывании, слова, имеющие несколько значений, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — анализ речевой ситуации, в которой выбор языковых средств обусловлен возрастом того, с кем происходит общение. Текст и вопросы к нему читает учитель. Ученики должны самостоятельно или с помощью учителя сформулировать одно из правил речевого общения, а именно: следует выбирать языковые средства в зависимости от того, с кем происходит общение — с ровесником или взрослым человеком, со знакомыми или незнакомыми людьми. Рекомендуется напомнить материал упражнения 3 из урока 20 |
3 | 6. Первичное закрепление материала | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — наблюдение за соотношением звукового состава слова, переданного с помощью транскрипции, и буквенной записи этого же слова. Выполняется фронтально, поскольку упражнение может быть отнесено к трудным. Впервые вводится новая запись звуков с помощью транскрипции. Начинается выполнение с разбора первой строки. Учитель напоминает детям, что во втором столбике нарисована привычная для них модель слова тигр, в третьем дана транскрипция этого же слова (при этом необходимо обратить внимание на способ обозначения мягкости согласного), в четвёртом столбике слово записано буквами. Во втором случае учащиеся делают буквенную запись слова торт, это не должно вызвать никаких сложностей. Далее нужно записать транскрипцию слов луг [лук] и лук [лук]. При сравнении буквенной и звуковой записей слова луг ученики должны обратить внимание на несовпадение последнего звука и обозначающей его буквы |
4 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от темпа работы учащихся |
5 | 8. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 5 (язык; если осталось время) в учебнике — продолжение наблюдения за словами, имеющими несколько значений. Выполняется аналогично упражнениям из предыдущих уроков. |
6 | 8.2. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Рубрика «Вспомни» в учебнике подводит итог наблюдения |
7 | 9. Дополнительный материал | Материал упражнения 3 из урока 20, который рекомендуется напомнить ученикам во время выполнения упражнения 1 (речь) в учебнике |
8 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — составление фонетической транскрипции слова. В классах с невысоким уровнем подготовленности учащихся может не проводиться. В остальных классах проводится фронтально: учитель открывает квадратные скобки и просит учеников последовательно называть звуки, уточняя, мягким или твёрдым является согласный звук. Запись на доске: [л’имо́н] — лимон, [торт] — торт |
9 | 12. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — написание первых двух элементов строчной и заглавной букв ф, Ф за одно движение. На третьей строчке целесообразно отработать написание букв ф, Ф с использованием отработанного на предыдущих строчках единого написания начальных элементов, при этом не стоит предлагать прописывать эти буквы за одно движение. При написании строчной буквы ф второй овал целесообразно теперь писать как строчную букву о с использованием нижнего способа написания, предложив учащимся за одно движение написать ещё и соединительный штрих. На четвёртой строчке можно отработать написание буквосочетаний, первой буквой в которых идёт строчная ф. Лучше, если учащиеся сами будут предлагать буквосочетания для записи, при этом особенности соединения сначала разбираются на доске, а потом учащиеся записывают буквосочетание в тетрадь |
11 | 14. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — наблюдение за группами родственных слов, отработка умения находить повторяющуюся общую часть в словах. Учитель организует наблюдение за тем, как на письме передаётся написание безударного гласного в корне в сравнении с обозначением ударного гласного в этом же корне в составе однокоренного слова. Можно продублировать этот материал на доске. В каждой паре слов, где возможно, ставится знак ударения, учитель просит учащихся объяснить значение этих слов, обратить внимание на сходство значения. Учитель просит в каждой паре называть слова, которые не требуют проверки на письме. Возможные ошибки связаны с постановкой знака ударения в односложных словах. В этом случае стоит ещё раз напомнить учащимся, что знак ударения в таких словах не ставится, так как место ударения очевидно |
12 | 15. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — отработка умения читать транскрипцию и делать на её основе буквенную запись, передавая мягкость согласных с помощью гласных букв и ь. Выполняется фронтально, с поочерёдным выходом учащихся к доске. Учитель обращает внимание детей на то, что надо быть внимательным при записи имён собственных.Дополнительный вопрос. Всегда ли можно мягкость согласных обозначить с помощью гласных букв? |
13 | 16. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — отработка осознанности чтения и умения выбрать правильный знак препинания в конце предложения. Выполняется самостоятельно с обязательной последующей проверкой. Вариант выполнения. В классе с большим количеством учащихся, испытывающих трудности в усвоении материала, учитель читает предложение с нужной интонацией, учащиеся слушают, самостоятельно ставят знак в конце предложения, знак обсуждается, после чего несколько учащихся прочитывают это предложение вслух с нужной интонацией. Дополнительное задание. Одно из предложений после предварительной подготовки записать по памяти |
14 | 17. Дополнительный материал | Выполняется письменно, самостоятельно упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Объём выполнения упражнения зависит от темпа работы класса и регулируется учителем. Важно при этом оказать помощь слабым учащимся, предупредить случаи побуквенного списывания. Для этого можно вместе с учащимися слова собирались, отправить, произойти, исполнялось разделить на слоги, проведя под словами слоговые дуги. Возможные трудности. Чтобы предупредить ошибки в написании слов настало, кончились, к бабушке, до отъезда, исполнялось, целесообразно до начала списывания попросить учащихся найти эти слова, подчеркнуть их, прочитать и при списывании обратить на них особое внимание |
15 | 18. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |