Урок 40. Лирика И. А. Бунина
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство с особенностями лирики И. А. Бунина
Задачи урока
- Познакомиться с творчеством И. А. Бунина, читать и анализировать его стихотворения, определить основные темы, рассмотреть особенности стиля, определять стихотворные размеры
Виды деятельности
-
Выразительное чтение стихотворения, прослушивание аудиоматериалов, просмотр изображений, работа с текстом, лекция, фронтальная беседа, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Пейзажная лирика, поэма, лирический герой, лирический сюжет, стихотворный размер
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Проверка домашнего задания | Повторение фактов биографии И. А. Бунина из прочитанной дома статьи. – Какие факты биографии писателя вас удивили, заставили задуматься? Почему? – Попытайтесь дать свое определение красоты в искусстве. Согласны ли вы со словами И. А. Бунина? Прочитайте его стихотворения и подумайте, можно ли отнести слова поэта к его стихам. Свой ответ аргументируйте. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | Учащиеся слушают аудиозапись фрагмента стихотворения И. А. Бунина «Листопад». После чего самостоятельно выразительно читают это и другие стихотворения, приведённые в учебнике. Обсуждение: какими картинами русских художников, можно проиллюстрировать эти стихотворения? Задание: подобрать репродукции или фотографии для иллюстрации других стихотворений. |
3 | 3. Этап закрепления нового материала, рефлексия учебной деятельности на уроке | Работа с текстами стихотворений «Листопад», «Родина», «Ночь и даль седая …», «Шумели листья, облетая…», «Огонь», «Слово». Фронтальная беседа по вопросам рубрик «Обсудим вместе» и «Решаем читательские задачи» (учебник, ч. 2, стр. 69–70). – Какое настроение создают у вас бунинские строки? Выберите и прочитайте выразительно строфы, которые вызывают у вас чувство печали, грусти; бодрости и радости. – Все ли стихотворения, которые вы прочитали, можно назвать пейзажными? Аргументируйте свой ответ. (Стихотворение «Слово» не является пейзажным. Однако и в пейзажных стихотворениях – «Листопад», «Огонь», «Шумели листья, облетая», можно найти элементы философской лирики. Поэт не просто описывает состояние природы, он высказывает свое отношение к нему, говорит о чувствах лирического героя, соотносит состояние природы с этапами человеческой жизни и т.д.) – Каково настроение лирического героя первых двух стихотворений? Укажите ключевые слова, которые помогают автору передать это настроение. – На какие композиционные части можно, по-вашему, разделить стихотворение «Листопад»? Как бы вы их озаглавили? Почему? – А.А. Блок назвал стихотворение «Листопад» «маленькой поэмой». Вспомните, что такое поэма, и попробуйте подтвердить или опровергнуть утверждение поэта. (Поэма – это крупное стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией; многочастное произведение, в котором сливаются воедино эпическое и лирическое начала. Стихотворение И. А. Бунина «Листопад» можно назвать «маленькой поэмой», потому что в нём можно различить сюжет и героев – лес, Осень (в стихотворении это слово, как имя собственное, пишется с прописной буквы) и других, второстепенных персонажей.) –Как и почему меняется настроение лирического героя в этом стихотворении? – Найдите переклички между стихотворениями «Листопад» и «Шумели листья, облетая…». Какая тема их объединяет? – Попробуйте обозначить лирический сюжет стихотворения «Огонь», а также определить его тему и идею. – Как бы вы определили тему стихотворения «Родина»? Почему, по-вашему, автор назвал своё стихотворение «Родина»? – К чему призывает автор в стихотворении «Слово»? В чём, по мнению автора, могущество и сила слова? |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Выучить наизусть любое стихотворение И. А. Бунина из приведённых в учебнике. 2. Подобрать репродукции или фотографии для иллюстрации других стихотворений. 3. Индивидуальное задание: сопоставить стихотворения И. А. Бунина с известными пейзажными стихотворениями русских поэтов XIX века. Особое внимание обратить на тематику, яркость, предметность и конкретность образов, на умение описывать пейзаж с помощью отдельных деталей. Высказать свое мнение о том, традиции каких поэтов продолжает И. А. Бунин. Свои выводы подтвердить текстом стихотворений. |