Урок 4. Жизнь восточных славян
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
вне линии УМК/Серии
История России
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Познакомить учащихся с общественным строем, хозяйственным укладом и культурой восточнославянских племен.
Задачи урока
- 1. Продолжить навыки работы учащихся с исторической картой.
- 2. Сформировать представление учащихся о верованиях и обрядах восточных славян.
- 3. Сформировать представление учащихся о влиянии природных условий на хозяйственную жизнь восточных славян
Виды деятельности
-
Лекция, беседа, проверка знаний учащихся
Ключевые понятия
-
Нестор Летописец, бортничество, подсека, перелог, капище, волхв
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель формулирует основные темы данного урока: племена восточных славян, их хозяйственная жизнь, их обычаи и верования. |
2 | 2. Проверка домашнего задания | При выполнении задания не разрешается пользоваться учебниками и другими источниками информации. |
3 | 3. Изучение нового материала | Учитель объясняет значение термина «летопись». Вопрос: Откуда авторам «Повести временных лет» могли быть известны события истории восточных славян до образования Древнерусского государства?» |
4 | 4. Изучение нового материала | Вопрос: В «Повести временных лет» упоминаются князья, правившие до образования Древнерусского государства. Что это были за князья и кем они правили? |
5 | 5. Изучение нового материала | Вопрос: Князем какого племени был основатель Киева? |
6 | 6. Этап закрепления и первичной проверки | При выполнении задания не разрешается пользоваться учебниками и другими источниками информации. |
7 | 7. Изучение нового материала | Вопрос: Вспомните, какие системы земледелия господствовали в средневековой Европе и сравните их с восточнославянскими. Как по другому можно назвать переложную систему земледелия? |
8 | 8. Изучение нового материала | Вопрос: С кем торговали славяне? |
9 | 9. Рефлексия учебной деятельности на уроке | Вопросы: Что такое капище? Кто такие волхвы? |
10 | 10. Изучение нового материала | Вопрос: Какие еще персонажи славянской мифологии вам известны? Какие народные обычаи и праздники славян восходят к языческим временам? |
11 | 11. Изучение нового материала | Вопросы: Вспомните, чем родовая община отличалась от соседской, и почему переход к соседской общине способствовал возникновению общественного неравенства? Кем были первые славянские князья? |
12 | 12. Информация о домашнем задании | Для подготовки к проверочной работе следует повторить темы четырех предыдущих уроков «Древнейшие люди на территории современной России», «Народы и государства Древнего мира на территории нашей страны», «Славяне и их соседи в V-IX вв.» и «Жизнь восточных славян» |