Урок 4. Тема «Произведения о Родине». Литературное слушание. С. Романовский «Слово о Русской земле»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Формировать представления о Родине;
- воспитывать чувство патриотизма;
- учить сравнивать произведения о Родине, написанные в разное время;
- обучать поисковому чтению на уроке;
- формировать навык чтения молча (про себя);
- дать понятия «летопись», «летописец»;
- отрабатывать навык выразительного чтения.
Виды деятельности
-
Понимать и объяснять понятие «Родина», идентифицировать себя со своим народом и своей страной;
сравнивать произведения по жанрам и темам;
выражать своё отношение к произведению, героям, автору;
находить и самостоятельно читать фамилию автора и заголовок, правильно называть произведения.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, С. Романовский
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с учебником | – С каким произведением мы познакомились на прошлом уроке литературного чтения? (С. Романовский «Русь».) – В какой раздел нашего учебника помещено это произведение? Почему? Объясните. – Проведём информационный диктант, чтобы вспомнить фамилии авторов произведений о Родине. Вы будете работать на листочках. Я называю вопрос, а вы пишете ответ. – Проверим. Возьмите зелёную ручку (или другой цвет, отличный от синего). Важно, чтобы исправления ученики вносили другим цветом, чтобы было видно поле исправлений. 1. Фамилия автора стихотворения «Родина». 2. Запишите фамилию: Иван Саввич… 3. Автор стихотворения «Мой дом». 4. О чём говорит автор? Светлое место! Страна света! 5. Фамилия автора строк «Русь. Русские. Россия. Россияне. Русь — это страна, где много рек и озёр, а русский — это человек, живущий у воды…» – А теперь оцените свою работу. (Учитель предлагает критерии для оценивания.) – А сегодня мы познакомимся ещё с одним произведением Романовского. Послушайте! (Книги закрыты.) |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Беседа (выявление первичного восприятия). – Какие чувства вызвало это произведение? – Какие слова запомнились? – Автор назвал своё произведение «Слово о Русской земле». – Найдите его в учебнике. Как быстро найти информацию в учебнике? – Прочитайте фамилию автора. – Найдите и прочитайте заголовок произведения. – Выполните модель обложки самостоятельно. (Проверка.) |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: моделирование | – Вернёмся к тексту произведения. Послушайте вступительные строки и подумайте, какие слова и выражения придают тексту торжественность. (Учитель читает стихотворные строки, а ученики следят по тексту.) Назовите эти слова. Почему именно эти слова вы выделили? – Этим певучим строкам больше 700 лет. Как же это могло быть? – Найдите рубрику «Обрати внимание» (с. 13). Прочитайте самостоятельно. – Кто такой летописец? Прочитайте. – Как назывались книги, которые составляли летописцы? (Летописи.) Прочитайте самостоятельно молча. – Как необходимо прочитать эти строки? (Торжественно, так как важно показать величие и восхищение Русской землёй.) – Чтение учениками отрывка вслух. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Найдите и прочитайте в тексте, где была страна Русь. – Найдите и прочитайте, кем она была населена. – Чем занимались наши предки? Прочитайте. – Что такое «источники местночтимые»? (Это родники.) – Как ухаживали за родниками? Прочитайте. – Какой случай произошёл в жизни автора? Расскажите. – Как вы думаете, почему родники «живунами» зовут? Объясните. – Вспомните сказку В. Белова «Родничок». Сравните роднички из сказки и из рассказа Романовского. – Нарисуйте свой родничок. (Ученики используют обратную сторону листочков для моделирования.) |
5 | 5. Обобщение изученного: сравнение произведений | – Послушайте произведение Романовского ещё раз. Заполните таблицу. (При заполнении таблицы ученики используют поисковое чтение: информацию находят в учебнике и читают.) – Изготовление книжки-самоделки. |
6 | 6. Рекомендации для самостоятельной работы дома | – Подготовьте выразительное чтение рассказа. – Возьмите в библиотеке книгу с произведениями о Родине. |