Урок 4. Россия на карте часовых поясов
Сформировать представление о часовых зонах на территории России
- Представлять различие между местным и поясным временем, карту часовых поясов мира и территории России.
- Решать задачи на определение местного и поясного времени
-
Решать задачи на определение местного и поясного времени
-
Местное и поясное время, линия перемены дат, часовые пояса – западноевропейский, среднеевропейский, восточноевропейский, декретное и летнее время, задачи на определение местного и поясного времени
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель приветствует учеников и предлагает обсудить результаты выполнения ими домашнего задания. |
2 | 2. Проверка знаний | Учитель предлагает учащимся выполнить задания. |
3 | 3. Актуализация знаний | Вопрос для учащихся: Вспомните, каковы географические следствия движения Земли? Учитель обобщает ответы учащихся и формулирует тему урока. |
4 | 4.1. Изучение нового материала | Вопрос для учащихся: Почему в одних городах России в один и тот же момент время одинаковое, а в других ― отличается.
Учитель обобщает ответы учащихся: это связано с особенностями географического положения России (с большой протяжённостью её территории с запада на восток). |
5 | 4.2. Изучение нового материала | Учитель предлагает записать учащимся следующую информацию: «Земля совершает оборот вокруг своей оси за 24 часа. 360 о: 24 = 15о. За 1 час Земля поворачивается на 15о, на 30о ― за 2 часа, на 1о ― за 4 мин.» |
6 | 4.3. Изучение нового материала | Учитель знакомит ребят с приёмами работы (на примере решения одной задачи).
Для определения местного времени необходимо:
|
7 | 4.4. Изучение нового материала | Рассказ учителя: Местное время определяется для конкретного места на Земле. Зависит от географической долготы места и одинаково для всех точек на данном меридиане. Использовать местное время с середины XIX в. стало неудобно, что было связано с развитием в мире транспорта и хозяйственных связей. |
8 | 4.5. Изучение нового материала | (1) Стали вводить поясное время (1884). Принято время Гринвичского (нулевого) меридиана называть западноевропейским, 1 ― среднеевропейским, 2 ― восточноевропейским. Учитель обращает внимание учащихся на то, что границы часовых поясов не проходят строго по меридианам. Во избежание путаницы со временем при проведении границ часовых поясов учитывают административное деление страны, чтобы та или иная административная единица находилась в одном часовом поясе. Задание для учащихся: 1. Сколько часовых зон выделяют на территории России?
(2) 26 апреля 1784 г. Бенджамин Франклин, американский посланник во Франции, анонимно опубликовал письмо с предложением, чтобы парижане экономили на свечах, используя утренний солнечный свет. Это сатирическое произведение предлагало налогообложение «оконных ставней», рационирование свечей и пробуждение жителей звоном церковных колоколов и стрельбой из пушек на рассвете. Франклин считал, что 183-я ночь между 20 марта и 20 сентября — это тот период, когда можно не пользоваться свечами вообще, а это приведёт к экономии свечей и бюджета граждан. Современную систему «летнего времени» предложил Хадсон (1895). |
9 | 4.6. Изучение нового материала | Вопрос для учащихся: Как вы думаете, откуда начинаются новые сутки?
Учитель обращает внимание учащихся на то, что международное соглашение относительно линии перемены даты отсутствует. Местное время определяется государствами на своей территории и прилегающих территориальных водах, а не в международных водах. |
10 | 5.1. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Учащиеся решают задачу на определение времени. |
11 | 5.2. Закрепление изученного материала/обобщение и систематизация знаний | Учитель знакомит ребят с интересными фактами. |
12 | 6. Этап закрепления и первичной проверки/ Рефлексия учебной деятельности на уроке | Учащиеся решают предложенные учителем задачи с целью отработки полученных на уроке знаний. |
13 | 7. Домашнее задание | Учитель комментирует выполнение домашнего задания. Ответ: «Для команды судна, курсирующего, например, между Чукоткой и Аляской, в феврале високосного года может оказаться десять пятниц, если оно проходит линию перемены дат в полночь с пятницы на субботу с запада на восток, и ни одной пятницы, если судно проходит эту линию в полночь с четверга на пятницу курсом на запад». |