Урок 4. Речевой этикет: слова приветствия, прощания, извинения. Отработка порядка действий при списывании
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Продолжить анализ ситуаций общения с использованием этикетных слов («добрые» слова); расширить словарный запас учащихся; отработать порядок действий при списывании; повторить алгоритм работы со звуковыми моделями
Ключевые понятия
-
Устная речь, письменная речь, речевой этикет, словарные слова, порядок действий при списывании, звуковой анализ слова, звуковая модель слова, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок. Уроки 3—6 объединены общей темой «Добрые слова» (этикетные слова приветствия, прощания, извинения, благодарности). Важно, чтобы в ходе каждого урока — при выполнении какого-то из заданий, обсуждении проблемного вопроса или в конце урока — учитель формулировал установку на необходимость использования этикетных слов: «Добрые слова помогают соблюдать правила общения (приветствие, благодарность, извинение). Вежливый человек всегда использует в своей речи добрые (вежливые) слова» |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — анализ ситуации общения без этикетных слов. Акцентирует внимание на том, что использование этикетных слов входит в представление о вежливом общении. Текст могут прочитать по ролям хорошо читающие ученики. Если ученики не могут самостоятельно ответить на вопросы к упражнению, учитель сразу предлагает перейти к чтению этикетных слов из упражнения 2, а затем вернуться к анализируемому тексту. В классах, где учащиеся испытывают трудности в изучении русского языка, учитель самостоятельно исправляет первые две реплики диалога, чтобы ученики по предложенному образцу продолжили правку текста. В конце любого варианта проведения упражнения необходимо напомнить ученикам, что использование «добрых» слов является обязательным условием вежливого общения. |
3 | 3. Актуализация знаний | Выполняются фронтально упражнения 2 и 3 (речь) в учебнике — активизация в памяти учеников этикетных слов («добрые» слова), а также ситуаций, в которых они используются. В хорошо читающих классах можно предложить ученикам прочитать вслух по одному из этикетных выражений из упражнения 2. Необходимо обсудить с учениками ситуации, в которых используются данные этикетные слова, обращая в первую очередь внимание на то, кому — знакомым или незнакомым, ровесникам или людям старшего возраста — они адресованы. В качестве закрепления можно предложить ученикам использовать проанализировать «добрые» слова в других ситуациях, например: «Как вы обратитесь к незнакомому взрослому человеку, если хотите узнать, где находится автобусная остановка? Как вы поприветствуете друзей (попрощаетесь с друзьями), которые пришли к вам в гости? Что вы скажете в первую очередь, если звонить домой своему другу, а трубку снял его папа?» и т. п. |
4 | 4. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово до свида́ния. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
5 | 5. Повторение и закрепление ранее изученного материала | При необходимости перед выполнением следующего упражнения с учениками можно повторить порядок действий при списывании |
6 | 6. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Может быть предложено в качестве самостоятельной работы хорошо читающим ученикам. Перед началом списывания выбираются необходимые слова из предложенного списка |
7 | 7. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
8 | 8. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 2 в рабочей тетради — работа по совершенствованию графического навыка. Учитель просит назвать первый элемент на первой строке (короткая наклонная линия с закруглением вверху и внизу), назвать местоположение точки начала написания элемента, направление движения, место изменения траектории движения, место завершения написания элемента, продиктовать всю последовательность действий при написании элемента. Вариант полного ответа: «При написании короткой наклонной линии с закруглением вверху и внизу ставлю ручку ниже линии, ограничивающей высоту строчных букв, начинаю вести наклонную линию вверх и вправо, готовясь к закруглению, касаюсь линии, ограничивающей высоту строчных букв, плавно веду наклонную линию вниз, не доводя до нижней линии рабочей строки, начинаю закругление вправо. Касаюсь нижней линии рабочей строки, вывожу закруглённую линию вверх и вправо, останавливаюсь, отрываю ручку от листа». Целесообразно спросить, почему именно этим буквы написаны после элемента (в их состав входит отрабатываемый элемент). На следующих двух строчках идёт отработка букв, которые учащиеся начальной школы иногда склонны смешивать. Важно очень чётко проговорить с учащимися, чем похожи буквы и чем они различаются. Количество линий перед буквами п и т указывает на количество элементов в составе буквы. Последнюю строчку учитель использует по собственному усмотрению в зависимости от особенностей класса |
9 | 9. Дополнительный материал | Выполняется фронтально упражнение 3 в рабочей тетради —повторение последовательности проведения звукового анализа слова с опорой на схемы. По-прежнему возможны два варианта организации: 1) составление моделей с помощью фишек; 2) штрихование клеточек схемы красными, синими и зелёными карандашами или ручками. Варианты выполнения. Модель слова рюкзак составляется фронтально, после этого учащиеся самостоятельно составляют модель слова ручка. В классах с хорошим уровнем подготовки учитель предлагает учащимся самостоятельно составить модель одного из слов по выбору. Дополнительные вопросы 1. Чем похожи слова ручка и рюкзак? (Два слога, начинаются со звонкого согласного и т. д.) 2. Чем различаются слова ручка и рюкзак? (Одно начинается с твёрдого, другое — с мягкого согласного; в одном ударный первый гласный, в другом — второй и т. д.) |
10 | 10. Дополнительный материал | Звуковая модель слова |
11 | 11. Дополнительный материал | Рубрика «Переменка» в рабочей тетради. В результате разгадывания ребуса получается слово булка. Ребус такого типа вводится впервые, поэтому следует показать на доске принцип его решения: написать слово белка, зачеркнуть в слове букву е, над ней написать букву у, попросить прочитать получившееся слово |
12 | 12. Дополнительный материал | Если позволяет время, можно провести зрительный диктант. На доске нужно написать предложение, например: Не забывай говорить вежливые слова! Прочитать его, потом попросить учащихся прочитать вслух орфографически, дать время на запоминание этого предложения, закрыть запись на доске и предложить написать предложение по памяти. После завершения работы большинством учащихся открыть запись на доске, попросить сверить запись и самостоятельно исправить ошибки. В более слабом классе можно предложить более короткие предложения: Помни вежливые слова. Будь вежливым |
13 | 13. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |