Урок 4. Особенности восприятия окружающего мира. Рисуем улицу
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
Линия УМК С. П. Ломова. Изобразительное искусство (5-9)
ИЗО
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Изучить особенности восприятия окружающего мира и его изображения графическими средствами.
Задачи урока
- Познакомиться с особенностями восприятия окружающего мира.
- Познакомиться на примере произведений графического и живописного искусства с особенностями передачи пространства в пейзаже.
- Закрепить знания об угловой и фронтальной перспективе, линии горизонта, точке зрения.
- Научиться применять в художественной практике законы линейной перспективы.
Виды деятельности
-
Восприятие явлений и предметов искусства. Анализ произведений искусства. Подведение под понятия «пейзаж» (городской, сельский), «перспектива и её виды», «точка зрения». Работа с текстом учебника. Изобразительная (графическая) деятельность по памяти.
Ключевые понятия
-
Графика, линейный рисунок, перспектива и её виды, пространство в картине, точка зрения, выразительные средства графического рисунка.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Обучающимся предлагается рассмотреть работу К. Моне «Бульвар Сен-Дени». Ответить на вопрос: «Почему художник ставит организацию пространства в картине на первое место?» Задание помогает подвести к основному понятию урока «изображение пространства» |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | На основе анализа картины К. Писсарро «Дорога в Сент Жермен Лувесьенн», обучающиеся отвечают на вопрос «С помощью каких правил художнику удалось передать глубину и пространство в данной работе?» Учитель помогает найти правильный ответ: «В работе художник применил правила линейной и воздушной перспективы». Ответ аргументируется. Задание способствует актуализации имеющихся знаний о правилах изображения пространства. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Обучающиеся рассматривают работы итальянских художников эпохи Возрождения и художников-импрессионистов. Отвечают на вопрос: «Какой вид линейной перспективы применили художники для передачи пространства?» Учитель акцентирует внимание: «В эпоху Возрождения был осуществлён переход от плоскостного изображения к пространственному. Художники использовали фронтальный вид линейной перспективы для изображения города. Художники-импрессионисты использовали угловой вид линейной перспективы для изображения сельского пейзажа». Задания помогают актуализировать знания о видах линейной перспективы и видах пейзажа |
4 | 4. Целеполагание | Учитель предлагает ученикам познакомиться с особенностями восприятия окружающего мира зрительным аппаратом человека. Обратите внимание на отдалённость объектов (голубя и бабочки) от глаза и их размеры (относительно натуральных) на сетчатке глаза. Задание помогает осмыслению обучающимися взаимосвязи науки и искусства |
5 | 5. Открытие новых знаний | Обучающимся представляется для рассмотрения репродукция картины Камиля Писсарро «Бульвар Монмартр зимним утром». Ученики с помощью учителя формулируют применение закономерности восприятия предметов в работе художника: «Здания, люди, кареты с лошадьми по мере отдаления от зрителя и приближения к точке схода уменьшаются. Предметы, расположенные вблизи, большие, а предметы, расположенные поодаль, маленькие. Чем дальше предмет, тем он меньше и на листе размещается выше». Задание помогает формированию теоретических знаний о законах перспективы |
6 | 6. Первичное закрепление | На примере работ русского художника-импрессиониста К. А. Коровина обучающимся предлагается определить место нахождения линии горизонта (ниже, выше или на уровне глаз) и точку зрения художника (выше, ниже или на уровне высоты человеческого роста). Задание помогает формированию теоретических знаний о законах перспективы и осмыслению их применения в художественной практике |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Научитесь рисовать схематическое объёмное изображение домика, дерева и человечка в разных позициях: сидя на земле (низкий горизонт), стоя (горизонт чуть ниже центра картинной плоскости), стоя на пригорке (высокий горизонт). |
8 | 8. Итог урока | Обучающиеся выполняют сравнительный анализ картин советского художника А. А. Дейнеки «Вечер на даче» и «Москва», используя понятия таблицы. Задание направлено на закрепление знаний о линейной и воздушной перспективе |