Урок 39. Знакомство с буквой «Ё, ё»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Звуковой анализ слов «клён», «пёс»,
- «утёнок».
- Разгадывание кроссворда.
- Называние слов со звуком [о] в начале, середине и в конце слова (по рисункам).
Виды деятельности
-
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Соотносить звук и соответствующую ему букву.
Объяснять (характеризовать, пояснять, формулировать) функцию букв, обозначающих гласные звуки в открытом слоге: показатель твёрдости-мягкости предшествующих согласных звуков и обозначение гласного звука.
Обозначать гласные звуки буквами, выбирая букву гласного звука в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного.
Классифицировать буквы в зависимости от твёрдости или мягкости предшествующего согласного звука.
Анализировать предложенную модель звукового состава слова, подбирать слова, соответствующие заданной модели.
Составлять слова по звуко-буквенным схемам.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1.1. Работа с новым материалом | Звуковой анализ слова «клён». Учитель. Рассмотрите рисунок на странице 38 букваря. Как вы думаете, какое слово мы возьмём для анализа? Посчитайте, сколько клеточек в схеме звукового состава. Можно ли назвать картинку словом «дерево», словом «ветер», словом «листья»? Почему ни одно из этих слов не подходит? (Ответы детей.) Чтобы найти нужное нам слово, отгадайте загадку. Был зелёный летом, Осень изменила, Ярким, жёлтым цветом Крону всю покрыла. Листья, как короны У чего? У (клёна). Сегодня мы работаем со словом «клён». Проведём звуковой анализ и посмотрим, какие секреты тут прячутся. |
2 | 1.2. Работа с новым материалом | Учитель. Давайте заменим фишку гласного звука буквой. Какой звук мы слышим? Какую букву мы должны поставить? А получится ли у нас слово? (Ответы детей.) Посмотрите на фишку согласного стоящего перед гласным Какой это звук? А после каких согласных пишется буква о? (Ответы детей.) Вот тут и кроется секрет. Если в слове звук [о] находится сразу после мягкого согласного звука, он обозначается буквой ... (ё). А теперь заполним таблицу |
3 | 1.3. Работа с новым материалом | Учитель. Подставь в таблицу нужные буквы. Подумай, какие буквы пишутся после мягких согласных, а какие — после твёрдых. |
4 | 2.1. Этап закрепления и первичной проверки. Работа с учебником | Учитель. Отгадайте загадку и составьте звуковую модель слова-отгадки. Весь я золотистый, Мягкий и пушистый. Я у курицы — ребёнок, А зовут меня …(цыплёнок). |
5 | 2.2. Этап закрепления и первичной проверки. Работа с учебником | Учитель. Отгадайте загадку и составьте звуковую модель слова-отгадки. Этот маленький ребёнок Спит без простынь и пелёнок. А под серенькие ушки Не кладут ему подушку. У него четыре лапки. На них — острые царапки. Он гуляет без пальто. И ботинки и сапожки Не наденет ни за что. Это — вовсе не ребенок. Это — маленький …(котёнок). |
6 | 3.1. Обобщение и систематизация знаний | Закрепление зрительного образа буквы ё. Учитель. Давайте составим звуковую схему слова «пёс». А теперь скажите, какой квадратик в схеме нужно заменить на букву ё, почему? (Ответы детей.) |
7 | 3.2. Обобщение и систематизация знаний | |
8 | 3.3. Обобщение и систематизация знаний | Тренировка в обозначении звука [о] буквой «ё» после мягких согласных. Учитель. Рассмотрите картинки. Назовите рисунки. Какую букву нужно поместить в выделенную клеточку — «о» или «ё»? Вставьте нужную букву. Объясните свой выбор. |
9 | 4.1. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | |
10 | 4.2. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. А теперь потренируйтесь самостоятельно соединять слова со схемами. |