Урок 39. Речевой этикет: слова извинения в различных ситуациях общения. Знакомство с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Повторить речевые формулы извинения; подготовить к знакомству с орфографическим правилом на основе наблюдения за словами, сходными по звучанию, но различными по написанию; знакомить с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова (без отработки и запоминания правила); повторить звуковой анализ слова; продолжить наблюдение за словами, имеющими несколько значений
Ключевые понятия
-
Устная речь, речевой этикет, словарные слова, звуковая модель слова, слова, имеющие несколько значений, сходные по звучанию слова. ошибкоопасные места, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — повторение речевой формулы извинения. Рекомендуется напомнить ученикам материал уроков 4—6 («добрые слова»), 20 (различные варианты извинения). Ученики могут предложить свои варианты извинения |
3 | 3. Этап усвоения новых знаний | Словарное слово учени́к. При работе со словарными словами как в 1 классе, так и в последующих учитель использует те методические приёмы, которые кажутся ему наиболее оправданными, входят в его «методическую копилку»: ведение орфографического словарика, проработка значения и употребления словарных слов, составление с ними предложений и т. п. Место работы со словарными словами (начало, середина, конец урока) также определяется учителем по своему усмотрению |
4 | 5. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует обсуждение проблемного вопроса о подборе слов, которые помогут не ошибиться в написании. Так как слова из упражнения 2 уже выписаны, рекомендуется после обсуждения записать рядом с ними проверочные: спишите — пишет, спешите — спешка. Следует также обратить внимание учащихся на то, что в юмористических стихотворениях или языковой игре схожие по звучанию, но различные по значению слова использовались с изобразительной целью; однако эти же слова могут вызвать проблемы при их написании |
5 | 6. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Тайны языка» в учебнике пропедевтически знакомит с правилом правописания безударного проверяемого гласного в корне слова. Важно помнить, что в 1 классе анализируемое правило не изучается, не отрабатывается и не входит в перечень предметных действий, которыми должны обязательно овладеть учащиеся. Следовательно, учитель должен сосредоточиться на объяснении проблемы и знакомстве с алгоритмом её решения. Следует выписать на доске приведённые в рубрике примеры, продемонстрировать совпадение звучания слов и показать, как можно избежать ошибки при написании. Также следует особо указать, что с данным правилом ученики подробно познакомятся во 2 классе |
6 | 6.2 Этап усвоения новых знаний | |
7 | 7. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется упражнение 4 (язык) в учебнике — повторение звукового анализа слова и работы со звуковыми моделями. Рекомендуется для проведения с теми из учеников, кто испытывает трудности в выполнении подобных заданий. Слову ошибка соответствует схема справа |
8 | 9. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 (язык) в учебнике — самостоятельная запись слов с безударным проверяемым гласным в корне на основе знакомства с материалом рубрики. Выполняется в классах с высоким темпом работы, в остальных может не проводиться. Прежде чем ученики запишут слова, необходимо обсудить, какое из приведённых в рубрике слов является проверочным для спеши, а какое — для спиши. Не рекомендуется проводить дополнительные примеры |
9 | 10. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
10 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — развитие связности движений, отработка написания линий сложной траектории и большой длительности за одно движение, без пауз и без отрыва ручки от листа бумаги. Основное условие работы — написание предлагаемых образцов за одно движение. На свободной строчке отрабатываются буквосочетания, в соединениях внутри которых учащиеся класса допускают ошибки |
11 | 12. Дополнительный материал | Выполняется письменно, фронтально упражнение 3 в рабочей тетради — различение слова и «не слова», закрепление понимания слова как единства значения и звучания (написания). Материал упражнения читает учитель или хорошо читающий ученик. Перед тем как подчеркнуть слова, учащиеся должны объяснить логику своего выбора (знают ли они значение этого слова; слышали ли когда-нибудь такие слова или нет). Каждый раз, называя «не слово», учащиеся должны отмечать отсутствие значения в данном наборе звуков. Если темп работы класса позволяет, можно выписать все слова, встретившиеся в упражнении |
12 | 14. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 в рабочей тетради — повторение словарных слов в процессе разгадывания кроссворда. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов. Ответы: 1. Адрес. 2. Ученик. 3. Дорога. 4. Класс. 5. Собака. 6. Деревня. 7. Фамилия. Вариант выполнения. В слабом классе лучше использовать это упражнение не столько для контроля, сколько для отработки написания слов. Для этого работу лучше организовать максимально развёрнуто, с обязательным постоянным орфографическим проговариванием слов. Дополнительное задание. Устно придумать предложения с отрабатываемыми словарными словами, наиболее удачные предложения под диктовку учителя записать в рабочую тетрадь |
13 | 15. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — наблюдение за написанием родственных слов; выбор проверочного слова, основанный на общем смысле предложения. Следует обратить внимание учащихся на то, что при работе со словами л[и]са, м[и]чей нужно особенно внимательно относиться к их значениям (выбор проверочного слова зависит от контекста). Начинается работа фронтально: в ходе устного обсуждения учащиеся подчёркивают проверочные слова. Пропущенные буквы ученики вписывают самостоятельно |
14 | 16. Дополнительный материал | Выполняется самостоятельно упражнение 7 в рабочей тетради — отработка действия списывания. Учитель обращает внимание учащихся на постановку запятых и тире. Возможная трудность. Чтобы предупредить ошибки, нужно обратить особое внимание учащихся на слова загорать, (на) солнце, ходить, слякоть, погоде и попросить подчеркнуть в них «опасные» места. Слова любимое, загорать, встречаются, предпочитают поделить на слоги, перечитать и при списывании обратить на них внимание. По своему усмотрению учитель дифференцирует объём выполнения упражнения в зависимости от темпа работы класса |
15 | 17. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |