Урок 39. Образ маленького человека в повести Шинель
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Анализ образа главного героя повести Н. В. Гоголя «Шинель».
Задачи урока
- Анализировать художественные приёмы, которыми автор рисует образ Акакия Акакиевича Башмачкина; доказать принадлежность этого героя к типу «маленького человека»; повторить задачи, которыми руководствовались авторы при введении в повествование подобных героев
Виды деятельности
-
Работа с текстом, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Маленький человек, портрет, характер, повесть
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Повторение пройденного. | Прежде чем начать обсуждение непосредственно образа Акакия Башмачкина, следует вспомнить о том, что в литературоведении принято понимать под «типом маленького человека». Учащиеся выполняют задания, вспоминая произведения о маленьких людях, прочитанные ранее. – 39_1_2.docx. – 39_1_3.docx. |
2 | 2. Повторение пройденного материала, работа с текстом. | Анализ и обсуждение образа Акакия Акакиевича Башмачкина в повести «Шинель» – Из чего складывался обычный день Акакия Акакиевича? Как Башмачкин относится к работе? Причиняет ли она ему нестерпимые муки или, напротив, стала частью его самого, его личности? – Как вы думаете, Акакий Акакиевич находился в ладу с собой или тяготился своей жизнью? Была ли у него в жизни мечта? С кем он дружил, общался? – Как «маленький человек» Башмачкин пытается отстоять свои права, своё достоинство? – С помощью каких художественных приёмов рисуется портрет Башмачкина, его поведение, черты характера? – Можно ли найти случаи употребления иронии по отношению к герою? Как вы считаете, почему? Если да, то какова ее функция? – Какие черты характера проявляет Акакий Акакиевич Башмачкин? Изменяется ли его характер по ходу повести? |
3 | 3. Закрепление изученного материала, рефлексия учебной деятельности на уроке. | Учащиеся смотрят фрагменты экранизации повести Н. В. Гоголя «Шинель» (А. Баталова, 1959 г.) Обсуждение после просмотра: – Какие чувства вызывает у зрителя фильм? Удалось ли режиссеру и актеру передать характер героя Н. В. Гоголя? – Фильм лишен авторского текста. Ощущается ли в нем стиль Гоголя? Можно ли говорить о двойственном отношении рассказчика к персонажу и рассказываемым событиям? Отражено ли это в фильме? |
4 | 4. Информация о домашнем задании. | Написать мини-сочинение «Образ маленького человека в творчестве Н. В. Гоголя» |