Урок 38. Жизнь и творчество О. Генри. Новелла «Дары волхвов»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с биографией О. Генри и его новеллой «Дары волхвов»
Задачи урока
- Осветить факты биографии О. Генри, становление его как писателя. Проанализировать и обсудить новеллу «Дары волхвов». Повторить определение термина новелла
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
новелла, герой, композиция, завязка, экспозиция, кульминация, развязка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Проверка домашнего задания. Закрепление изученного материала | Коллективное выполнение интерактивного задания по прочитанной учащимися дома статье о биографии О. Генри. Повторение термина новелла. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала и первичного закрепления | Комментированное чтение новеллы. Фронтальная беседа: обсуждение характеров и поступков персонажей, художественных особенностей и композиции новеллы. – Решите кроссворд. (Проверка усвоения содержания.) – Перечитайте описание квартиры Деллы и Джима. Какие детали помогают понять, что у супругов тяжелое материальное положение? – Отразилось ли отсутствие денег на отношениях молодожёнов? Что для них было важно? – Почему Делла плакала, из-за чего переживала? Что она чувствовала? (Делла смогла накопить слишком мало денег, чтобы купить мужу Джиму подарок на Рождество – «что-нибудь совсем особенное, редкостное, драгоценное, что-нибудь, хоть чуть-чуть достойное высокой чести принадлежать Джиму») – На какие смысловые части можно разделить новеллу? Можно ли выделить в ней экспозицию, завязку, кульминацию, развязку? (Условно новеллу можно разделить на следующие смысловые части: 1. История подарка Деллы для Джима. 2. Встреча мужа и жены. 3. Подарок Джима Делле. 4. Рождественская легенда о волхвах и её авторская интерпретация) – Подумайте, изменился бы смысл новеллы, если бы произведение завершалось подарком Джиму. Можно бы было считать этот эпизод развязкой, если бы не было продолжения? Как вы считаете, почему О. Генри продолжил историю подарков. (В произведении две развязки, одна из них ложная.) – Что вам понравилось в языке новеллы? Были ли смешные моменты? Какие художественные приёмы вы встретили? – Какие подарки супруги подарили друг другу? Были ли это предметы первой необходимости, на которые нужно было потратить последние деньги? Можно ли назвать эти подарки дорогими? (Подарки – цепочка и гребень – это просто украшения, они не были им необходимы (например, когда Джеймс только появляется на пороге, мы узнаем, что ему «уже давно нужно было новое пальто, и руки мёрзли без перчаток». Но эти вещи были дороги не стоимостью, а тем, что Делла и Джим расстались с самым ценным, что было у каждого из них, чтобы сделать подарок.) |
3 | 3. Информация о домашнем задании | 1) Подготовиться к уроку развития речи: театрализованному обсуждению новеллы О. Генри «Дары волхвов». Учащиеся по желанию или по выбору учителя получают роли героев рассказов. Кроме того, выбираются «ведущие», которые будут направлять беседу. В качестве обстановки беседы берутся воображаемые обстоятельства, в которые помещаются герои: для Деллы – это разговор с подругами. Для Джима – разговор с начальником на службе. Ученикам предлагается представить себя на месте героев новеллы и пересказать историю рождественских подарков от их лица. 2) Подготовиться к контрольной работе по разделу «Страницы классики: литература конца XIX – начала XX века». |