Урок 37. Сочетательное свойство сложения
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК В. Н. Рудницкой. Математика (1-4)
Математика
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Закрепить умение учащихся использовать сочетательное свойство сложения при выполнении устных и письменных вычислений
Задачи урока
- Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложение и вычитание двузначных и трёхзначных чисел; вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 арифметических действия; решать текстовые арифметические задачи (в том числе разными способами). Развивать у учащихся графические умения.
- Формировать у учащихся умения выполнять логическую
- операцию подведения под определение, проводить логические рассуждения
Виды деятельности
-
Использовать сочетательное свойство сложения при выполнении устных и письменных вычислений.
Выполнять устно и письменно сложение и вычитание двух-, трёхзначных чисел.
Вычислять значения числовых выражений, содержащих 2 арифметических действия.
Выбирать арифметические действия для решения текстовых задач.
Решать текстовые задачи разными способами.
Выполнять по плану построение геометрических фигур с помощью чертёжных инструментов.
Копировать фигуры с данных образцов.
Выполнять логическую операцию подведения под опре де ле ние.
Стро ить логические рассуждения
и обосновывать их в процессе решения логических задач
Ключевые понятия
-
Сочетательное свойство сложения
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Мотивация к учебной деятельности | Работа с заданием № 9 учебника. Какие числа на три сотни меньше каждого из чисел: 630; 904; 321; 1 000; 333; 803? Интерактивное задание. Соедини число из левого столбика с числом, которое на три сотни меньше, из правого столбика. |
2 | 2. Актуализация опорных знаний | Работа с заданием № 11учебника. Найди среди чисел: 7, 26, 34, 48, 64, 68 — от веты к каждому из примеров. Интерактивное задание. Вычисли удобным способом, используя свойство сложения, и запиши ответы. |
3 | 3. Постановка учебной проблемы | Работа с заданием №13 учебника. реши задачу, запиши решение и ответ. Интерактивное задание. Сравни числа и поставь знак < или >. |
4 | 4. Целеполагание | Работа с заданием № 16 учебника. Слабоуспевающим учащимся для решения задачи можно дать карточку-помощницу Интерактивное задание. Попросите учащихся подумать над вопросом: «Можно ли сравнить выражения без выполнения вычислений?» Выслушайте их ответы и рассмотрите конкретные примеры. Наиболее очевидным является случай: (54 + 48) + 127 = 54 + + (48 + 127). Мы поставили знак = на основании сочетательного свойства сложения. Теперь рассмотрим случай: (63 + 72) + 94…63 + (72 + 85). Возьмём выражение в левой части и воспользуемся сочетательным свойством сложения: (63 + 72) + 94 = 63 + (72 + 94). Следовательно, слева вместо выражения (63 + 72) + 94 мы можем подставить равное ему по значению выражение 63 + (72 + 94). Отсюда нужно сравнить следующие выражения: 63 + (72 + 94)…63 + + (72 + 85). Эти выражения отличаются только одним из слагаемых в скобках. Так как 94 > 85, то 63 + (72 + 94) > 63 + (72 + 85). В случае (267 + 358) + 83…266 + (357 + 82) рассуждаем аналогично. Выражение (267 + 358) + 83 в левой части на основании сочетательного свойства сложения заменим равным ему по значению выражением 267 + (358 + 83). Сравним выражения: 267 + (358 + 83)…266 + (357 + 82). Так как каждое слагаемое в левой части больше соответствующего слагаемого в правой части, то 267 + (358 + 83) > 266 + (357 + 82). |
5 | 5. Открытие новых знаний | Работа с заданием № 4 учебника. В ходе выполнения этого задания дети учатся применять сочетательное свойство сложения для проверки правильности вычислений. Интерактивное здание. Найдите значения выражений и запиши ответы. |
6 | 6. Первичное закрепление | Работа с заданием № 5 учебника. Работу над задачей 1 можно организовать так. Составьте с учащимися выражение для решения этой за дачи, исходя из её текста. (Сначала найдём, сколько яблок лежало в первом ящике, по том в двух ящиках вместе: (36 + 25) + 75. Пусть дети выполнят решение самостоятельно (36 + 25) + 75 = 136. Затем возвращаемся к первоначальному выражению и просим учащихся на основании сочетательного свойства сложения получить другое выражение для решения этой же задачи 36 + (25 + 75). Предложите ученикам пояснить смысл этого выражения (сначала узнаем, сколько всего было жёлтых и зелёных яблок, по том — сколько всего яблок в двух ящиках), а затем самостоятельно уже вторым способом решить эту задачу 36 + (25 + 75) = 136. Далее сравниваем оба способа решения и приходим к выводу, что второй способ проще, так как легче выполнять вычисления. Задачу 2 дети могут решить самостоятельно. Интеракотивное задание. Найди значения выражений и запиши ответы. |
7 | 7. Самостоятельная работа с самопроверкой | Работа с заданием №21 учебника. При выполнении этого задания сложности могут возникнуть толь ко при нахождении радиуса второй окружности. Чтобы его найти, надо сначала 2 см 7 мм разделить на 3 и затем полученный результат умножить на 2. Но как раз делить 2 см 7 мм на 3? Лучше всего это сделать так. Сначала 2 см 7 мм представим в миллиметрах (27 мм). Потом 27 мм делим на 3 (27 мм : 3 = 9 мм) и полученный результат умножаем на 2 (9 мм · 2 = 18 мм). Значит, длина радиуса второй окружности 18 мм, или 1 см 8 мм. Интерактивное задание. Рядом с каждой фигурой в правом столбце помести её название. Обратите внимание не только на то, правильно или нет учащиеся назвали каждую фигуру, но и на то, грамотно ли они записали соответствующий термин. Работа с заданием № 23 учебника Раз берите с учащимися два способа решения задачи. Способ 1 Способ 2 453 – (125 + 160) = 168; (453 – 125) – 160 = 168 |
8 | 7. 2 Самостоятельная работа с самопроверкой | Интерактивное задание. Соедини изображение каждого предмета с его возможной длиной. |