Урок 36. Биография Л. Н. Андреева. Рассказ «Баргамот и Гараська»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Знакомство учащихся с биографией Л. Н. Андреева и его рассказом «Баргамот и Гараська»
Задачи урока
- Осветить факты биографии Л. Н. Андреева, рассмотреть, как складывалась его творческая судьба. Проанализировать рассказ «Баргамот и Гараська».
- Рассмотреть особенности пасхального рассказа.
Виды деятельности
-
Лекция, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
пасхальный рассказ, персонаж, эпитет, метафора, точка зрения
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока. Проверка домашнего задания | Коллективное выполнение заданий, проверяющих усвоение материала статьи о Л. Н. Андрееве, которую учащиеся читают дома. |
2 | 2. Усвоение нового материала | Учащиеся слушают аудиозапись рассказа «Баргамот и Гараська». Рассматривают иллюстрации, чтобы лучше представить героев. Затем читают фрагменты рассказа по ролям. |
3 | 3. Этап первичного закрепления и рефлексия учебной деятельности | Фронтальная беседа: обсуждение рассказа Л. Н. Андреева «Баргамот и Гараська»с опорой на интерактивные задания. – Введение понятия пасхальный рассказ. Пасхальный рассказ – приуроченное к православному празднику Пасхи произведение, которое призывает читателей к примирению, христианскому братству, учит добру, умению прощать и христианской любви. В таких рассказах часто происходит духовное перерождение героя, история которого обязательно заканчивается счастливо. – Опишите Баргамота. Какими качествами он обладал? С помощью каких художественных средств рисует его автор? – Почему «настроение у Баргамота было скверное»? Чувствует ли он праздничную атмосферу? (Баргамот думает: «…люди пойдут в церковь, а ему стоять на дежурстве до трёх ночи», правда, «потребности молиться… не ощущал, но праздничное, светлое настроение, разлитое по необычайно тихой и спокойной улице, коснулось и его».) – О чём мечтал городовой на посту? Меняется ли его настроение? (Баргамот мечтал о том, как придёт домой, «похристосуется» с женой и детьми. Особенно тепло, с родительской нежностью представлял он маленького сынишку «который первым делом потребует крашеного яичка, о котором целую неделю вёл обстоятельные беседы с более опытной сестрёнкой». Его мысли были заняты предстоящим праздником, поэтому он был в благодушном настроении.) (Отметьте слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Что говорит о персонаже такое обилие подобных слов?) – Почему появление Гараськи «самым подлым образом» нарушило благодушие Баргамота, почему он «всей душой оскорбился»? Найдите описание Гараськи? С помощью каких художественных средств рисует его автор? – Как отреагировал Баргамот, узнав, что Гараська хотел с ним похристосоваться, но разбил единственное яичко? (Учащиеся должны найти слова «жалок ему этот человек, как брат родной, кровно своим же братом обиженный». Именно эта фраза – момент изменения в отношении Баргамота к Гараське. Баргамот теперь «ощущал не то жалость, не то совесть».) – Как отреагировал Гараська на то, что Баргамот повёл его к себе домой разговляться? (Был изумлен и по привычке подумывал сбежать от городового). Найдите эпитет, который характеризует то, что думал о Баргамоте Гараська. (Однако, «Баргамот был так чудён, что Гараське… не хотелось уходить.) – Почему Гараська заплакал за столом? Что произошло с ним, когда к нему обратились по имени и отчеству впервые в жизни? (Из всем известного кутилы и забияки от превращается в человека. Внимание, доброе отношение Баргамота и уважение его жены воскрешают в Гараське лучшее, его достоинство.) – Сравните два описания Гараськи. (Какое из них дано с точки зрения Баргамота, а какое – с точки зрения повествователя?) – Изменяются ли герои рассказа в результате происходящих событий? Как меняется отношение автора к героям? |
4 | 4. Информация о домашнем задании | 1. Подготовьте развёрнутые ответы на вопросы: – Как праздник Пасхи сказывается на атмосфере города, на поведении людей? – Почему во время застолья у Баргамота Гараське стало «совестно всего себя»? – Почему Баргамот и его жена так добры, терпеливы и уважительны к Гараське? – Чему учит произведение «Баргамот и Гараська»? 2. Подготовьтесь к самостоятельной работе по теме «Л. Н. Андреев. Рассказ "Баргамот и Гараська"». 3. Подумайте, что могло бы случиться дальше с персонажами рассказа Л. Н. Андреева. |