Урок 35. Сюжет и композиция комедии Ревизор. Смысл эпиграфа
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
Обсуждение сюжета и анализ композиции комедии «Ревизор». Объяснения смысла эпиграфа
Задачи урока
- Опираясь на вопросы по сюжету комедии Н. В. Гоголя «Ревизор», выявить основные линии действия, задачу, которую ставит перед собой автор. Проследить связь эпиграфа с темой и идеей комедии
Виды деятельности
-
Чтение фрагментов текста по ролям, работа с мультимедийными материалами, фронтальная беседа по вопросам, выполнение интерактивных заданий
Ключевые понятия
-
Комедия, сюжет, действие, персонажи, эпиграф
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводный этап урока. Повторение пройденного | Повторение терминов на примерах из комедии «Ревизор». Ответы на вопросы по содержанию комедии. |
2 | 2. Повторение пройденного материала, работа с текстом. | От обсуждения содержания комедии учащиеся должны постепенно перейти к анализу ее построения – композиционных элементов, развития действия. Выразительное чтение фрагментов текста по ролям. Фронтальная беседа по вопросам с опорой на интерактивные задания. – Определите основные этапы развития действия в «Ревизоре». – Каким термином называется элемент сюжета, начинающийся с чтения письма Городничим? – Какие события в пьесе изменяют судьбы персонажей? – Почему обманулся Городничий? Почему Хлестакова приняли за ревизора? – Что изменилось в городе после пребывания в нём Хлестакова? – Прочитайте начало комедии по ролям. Как автор выражает свои оценки в этой комедии? |
3 | 3. Работа с текстом, рефлексия учебной деятельности. | Обсуждение смысла эпиграфа и его связи с идеей комедии. – К кому автор обращает слова эпиграфа: «На зеркало неча пенять, коли рожа крива»? – Какие события пьесы подтверждают справедливость мысли, заложенной в пословице? |
4 | 4. Информация о домашнем задании. | 1. Подготовить развёрнутый ответ на вопросы: – Каким вам представляется уездный город, в котором происходит действие комедии «Ревизор»? Какими средствами автор создаёт образ города? Можно ли сказать, что образ города индивидуален, или же он представляет собой метафору всей России? 2. Подобрать цитаты и реплики, характеризующие основных персонажей комедии «Ревизор». |