Урок 35. Речевой этикет: слова приветствия. Отработка порядка действий при списывании
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Наблюдать за текстом, в котором проявляется сформированная внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе; анализировать речевые формулы приветствия как показатель отношения к собеседнику; находить в тексте выражения, характеризующие настоящую дружбу, использовать их в собственных рассказах о друзьях; знакомить со словами, которые можно записать цифрами (термин «имя числительное» не употребляется); отработать порядок действий при списывании
Ключевые понятия
-
Устная речь, речевой этикет, работа в паре, слова, которые можно записать цифрами, деформированный текст, прописная буква, словарные слова, сочетания жи — ши, ча — ща, чу — щу, устойчивые сочетания слов, развёрнутое толкование слов, порядок действий при списывании, совершенствование графического навыка
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Организационный этап урока | Учитель в своем вводном слове обсуждает с учениками задачи на урок |
2 | 2. Актуализация знаний | Выполняется фронтально упражнение 1 (речь) в учебнике — выявление сформированной внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе. Текст читает учитель. В процессе обсуждения текста важно, чтобы ученики обратили внимание на следующее: во-первых, на то, что до каникул оставалось два-три дня (если бы Дениска захотел, он мог бы и не приходить в школу); во-вторых, на реакцию одноклассников, которые искренне образовались его возвращению; в-третьих, на оценку ситуации, которую даёт сам герой: он тоже обрадовался тому, что вернулся в школу. Вывод, который должны сделать ученики: Дениска учится в дружном классе |
3 | 4. Повторение и закрепление ранее изученного материала | Выполняется фронтально упражнение 3 (речь) в учебнике — наблюдение за текстом стихотворения, в котором говорится о настоящей дружбе. Моделирует ситуацию общения, в которой, основываясь на тексте стихотворения, ученики рассказывают о своих друзьях. Текст читает учитель. Очень важно при повторном прочтении или анализе элементов стихотворения выделить высказывания, которые послужат основой для рассказов учеников: друг в беде не бросит; не разлить водой; в полдень или полночь друг придёт на помощь; друг всегда меня сможет выручить. Если ученики не знакомы с устойчивым сочетанием не разлить водой, которое употребляют, говоря о настоящих друзьях, учитель называет его сам и выписывает на доске |
4 | 5. Этап усвоения новых знаний | Рубрика «Давай подумаем» в учебнике организует наблюдение за словами, которые можно записать цифрами. Приведённые в рубрике примеры учитель записывает на доске: пять — 5, семь — 7, десять — 10 |
5 | 7. Первичное усвоение знаний | Выполняется фронтально упражнение 4 (язык) в учебнике — закрепление наблюдения. Запись на доске и в тетрадях: четыре, сто |
6 | 8. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 5 (язык) в учебнике — отработка порядка действий при списывании. Выполняется в зависимости от уровня подготовленности класса |
7 | 9. Дополнительный материал | Учащимися самостоятельно выполняется упражнение 1 в рабочей тетради — отработка зрительного восприятия и точности проведения линий — аналогично упражнению 1 в уроке 1. Примерный алгоритм выполнения: 1) анализируется образец, который помещён слева на строке; 2) следующая картинка сравнивается с образцом, определяются пропущенные детали; 3) они дорисовываются; 4) после этого дорисованная картинка опять сравнивается с образцом и при необходимости дополняется упущенными деталями; 5) так же продолжается работа со следующими картинками; 6) в самом конце весь ряд картинок просматривается ещё раз: все картинки в ряду должны быть одинаковыми. При внешней занимательности упражнения оно в значительной мере способствует совершенствованию графического навыка. Очень важно отслеживать индивидуальный прогресс в выполнении этого типа упражнений от урока к уроку. Учащиеся должны помнить, что оценивается не только количество дорисованных элементов картинок, но и качество проведённых линий |
8 | 10. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 2 в рабочей тетради — тренировка в написании линии сложной и длительной траектории. Работа на первых двух строчках выполняется учащимися самостоятельно. Написание слова гол сначала разбирается на доске. Не стоит предлагать учащимся писать всё слово за одно движение. Целесообразно за первое движение написать буквосочетание го и соединительный штрих, после этого сделать паузу, оторвав ручку от тетради, а потом прописать букву л. Очень важно обратить внимание класса на точку начала написания буквы л, это поможет предупредить ошибки соединения. Содержание работы на свободной строчке учитель определяет исходя из особенностей класса |
9 | 11. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 3 в рабочей тетради — отработка написания словарных слов дорога, до свидания, ребята. Медведь, город, собака. Проводится в два этапа. Сначала в ходе фронтальной работы в слова вписываются буквы: учащиеся по цепочке называют букву, которую нужно вписать в слово. После этого ученики самостоятельно работают с предложениями. При проверке нужно попросить в предпоследнем предложении поставить ударение в слова доро́га. Вариант выполнения. Если уровень подготовки класса невысок, то эту работу необходимо организовать максимально развёрнуто, с обязательным постоянным орфографическим проговариванием слов, чтобы было понятно, какая буква должна быть вписана. Лишь после проговаривания слова буква называется и вписывается. Перед записью в предложения слова также проговариваются орфографически. |
10 | 12. Дополнительный материал | Дополнительное задание. Записать слово дорога в рабочую тетрадь дважды, подумать, какие возможны варианты постановки ударения. Объяснить значение слова дорога́. Придумать и записать предложение с этим словом |
11 | 13. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 4 в рабочей тетради — наблюдение за значением фразеологизмов; умение выбрать нужный фразеологизм в соответствии со смыслом предложения. Начинается как фронтальное: в ходе устного обсуждения учащиеся объясняют значения устойчивых сочетаний слов: считал ворон, мастер на все руки, клевал носом. Затем работа продолжается самостоятельно: от фразеологизма проводится линия к выбранному предложению, после чего учащиеся вписывают фразеологизм в предложение. После окончания письменной работы с упражнением учащиеся ещё раз объясняют значения фразеологизмов в записанных предложениях. Дополнительное задание. Заменить устойчивое сочетание слов в предложении одним словом, например: «На уроке Вася не слушал учителя, а сидел и считал ворон» = «бездельничал» и. т. п. Ответить на вопрос: «Какое из предложений — с фразеологизмом считал ворон или со словом бездельничал — более яркое, выразительное?» |
12 | 14. Дополнительный материал | Выполняется упражнение № 5 в рабочей тетради — наблюдение за словами, которые обозначают число или количество (термин «имена числительные» не используется). Знакомство с именами числительными вводится с пропедевтический целью, так как учащиеся часто сталкиваются с числами и должны уметь грамотно записать их с помощью букв. При этом в подаче материала вводится определённое ограничение: рассматриваются простейшие случаи, где орфография не расходится с орфоэпией (два, три, пять, шесть, семь). Учитель просит вспомнить текст известной считалки, а чтобы заполнить пропуски, хором сосчитать до пяти, потом до десяти. Затем учащиеся самостоятельно вписывают пропущенные слова |
13 | 15. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 6 в рабочей тетради — работа с деформированным текстом. Выполняется аналогично подобным упражнениям в уроках 18, 21, 30, 31. На доске необходимо продублировать материал упражнения, так как этот вид работы труден для первоклассника. Внимание учащихся обращается на правописание имён собственных |
14 | 16. Дополнительный материал | Выполняется упражнение 7 в рабочей тетради — закрепление результатов работы над предыдущим упражнением, отработка действия списывания в усложнённых условиях. Выполняется письменно, самостоятельно с последующим обсуждением результатов работы. Вариант выполнения. В очень слабом классе проводится фронтально с параллельной записью на доске. В ходе работы чётко контролируется постановка знака препинания в конце предложения, написание с заглавной буквы первого слова следующего предложения. Для усиления контроля можно предложить учащимся подчёркивать знак конца предложения и заглавную букву в начале. Дополнительные вопросы 1. Кто написал книгу «Маугли»? 2. Почему мальчик оказался в волчьей стае? |
15 | 17. Дополнительный материал | Выполняется фронтально упражнение 6 (язык) в учебнике — повторение правил правописания сочетаний жи — ши, ча — ща, чу — щу — аналогично упражнениям из предшествующих уроков |
16 | 18. Рефлексия | Учитель подводит итоги работы на уроке |