Урок 35. Буква «я» в начале слова
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК С. В. Иванова. Русский язык (1-4)
Русский язык
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- Звуковой анализ слова «рой», выделение звука [й].
- Звуковой анализ слова «яхта».
- Буква "я" в начале слова (обозначение звуков [й'] и [а].
- Звуковой анализ слова «якорь» (для сильных детей).
- Чтение стихотворения В.Кремнёва и
- разгадывание загадки.
Виды деятельности
-
Моделировать звуковой состав слова: отражать в модели качественные характеристики звуков, используя фишки разного цвета.
Обозначать буквой я звук [й’] и последующие гласные звуки.
Соотносить звуко-буквенную модель (модель звукового состава слова с проставленными в ней гласными буквами) со словами — названиями картинок.
Составлять слова из заданных звуков.
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Актуализация знаний | Звуковой анализ слова рой, выделение звука [й’]. Можно ли найти твёрдую пару этому звуку? Назови слова со звуком [й’]. Найди место звука в этих словах. |
2 | 2. Работа с новым материалом | Учитель. Отгадайте загадку: Это что там в дымке тает, Птицей по волнам летает? Паруса меняет вахта, Держит нос по ветру (яхта). Давайте проведём звуковой анализ слова «яхта» первый звук [й’] — самый короткий звук, мягкий согласный; второй звук — [а], гласный; третий звук — [х], твёрдый согласный, его мягкая пара — [х’]; четвёртый звук — [т], твёрдый согласный, его мягкая пара — [т’]; последний, пятый звук в слове — [а], гласный. Давайте попробуем подставить буквы на место гласных звуков. Получилось ли у вас слово? Нет? А что же делать? Вот ещё одна тайна русского языка, и откроет нам её буква «я». Оказывается, есть правило: когда звуки [й’] и [а] стоят рядом, они обозначаются одной буквой — я. Теперь давайте определим, сколько звуков в слове яхта и сколько букв. Как вы можете объяснить, почему звуков в слове яхта пять, а букв только четыре? |
3 | 3. Этап закрепления и первичной проверки. Работа с учебником | Учитель. Плаваю на корабле, Иногда лежу на дне, На цепи корабль держу, судно в море сторожу, Чтобы ветер не угнал, На волнах лишь покачал. (Якорь) Учитель. Постройте модель слова «якорь». Сравните звуковой и буквенный состав слова. |
4 | 4.1. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. Постройте модель слова «ягода» самостоятельно. Проверьте, правильно ли вы это сделали |
5 | 4.2. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. Рассмотрите картинки. Соедините линией рисунки и подходящие к ним схемы слов |
6 | 4.3. Закрепление изученного материала. Дифференцированная работа | Учитель. Рассмотрите картинки. Соедините линией рисунки и подходящие к ним схемы слов |