Урок 34. Тема «Произведения об осени». А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…». Г. Скребицкий «Осень» (отрывок). Дополнительное чтение. М. Пришвин «Осеннее утро»
Разработки уроков (конспекты уроков)
Начальное общее образование
Линия УМК Л. А. Ефросининой. Литературное чтение (1-4) (Начальная школа XXI века)
Литературное чтение
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Задачи урока
- – Учить видеть и понимать красоту осенней природы;
- – отрабатывать навык чтения (на отрывках и абзацах произведений) вслух и про себя.
Виды деятельности
-
– Выражать при чтении своё отношение к природе;
– выделять голосом обращения в тексте;
– читать самостоятельно отрывки из текстов, отрабатывая правильность и беглость чтения вслух и про себя;
– выразительно читать стихотворения;
– выполнять творческие работы.
Ключевые понятия
-
Жанр, тема, стихотворение, рассказ, А. С. Пушкин, Г. Скребицкий, М. Пришвин
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Выявление читательского опыта: работа с репродукциями картин | – Ребята, сегодня мы начинаем работать с новым разделом. Прочитайте, как он называется. Какие произведения в него входят? Рубрика «Обрати внимание». – Рассмотрите содержание. С произведениями каких авторов мы уже встречались? Назовите. (А. С. Пушкин, Г. Скребицкий, Е. Трутнева, Н. Сладков, М. Пришвин.) – Рассмотрите репродукции известных художников. Подходят ли они к нашему разделу? Почему? Объясните. |
2 | 2. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Послушайте. (Учитель читает наизусть отрывок из романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин» «Уж небо осень дышало…».) – Какое настроение вызывает осень у поэта? А у вас? – Какая картина, из рассмотренных нами, подходит к услышанному произведению? Объясните. – Прочитайте самостоятельно. – Словарная работа. – Какие слова передают настроение стихотворения? Прочитайте. – «Уж небо осень дышало…» — как вы понимаете эти слова? Объясните. – «Лесов таинственная сень с печальным шумом обнажалась…» Какую картину представляете вы здесь? Расскажите. |
3 | 3. Обогащение читательского опыта: работа с текстом произведения | – Прочитайте стихотворение ещё раз. Найдите и прочитайте рифмы. – Представьте: вы идёте по дорожке в осеннем лесу. (Учитель включает отрывок из «Детского альбома» П. И. Чайковского.) – Представьте, над вами «таинственная сень» — «крыша» из ветвей деревьев. Наступила осень. Падают листья. Из леса уходит одна тайна, но приходит другая. – Какие чувства у вас появляются? Расскажите. |
4 | 4. Обогащение читательского опыта: работа с новым произведением | – Самостоятельно прочитайте поэтическую зарисовку Скребицкого. – Какими красками осень разукрасила деревья и кусты? Прочитайте. – Выполните самостоятельно модель обложки. Проверьте. |
5 | 5. Работа с новым произведением | – Рассмотрите ещё раз картины Левитана и Поленова. Какие из них подходят к рассказу Скребицкого? Объясните почему. – Какой вы представляете Художника–Осень? Расскажите. |
6 | 6. Работа с текстом произведения | – Подумайте, как автор относится к Осени? – Как украсила Осень липы? Прочитайте. – Как изменилась жизнь в полях и лугах? Прочитайте. – Найдите сравнения. |
7 | 7. Работа с новым произведением | – Дополнительное чтение в учебной хрестоматии рассказа М. Пришвина «Осеннее утро». – Какое настроение вызвал у вас этот рассказ? Расскажите. |
8 | 8. Обобщение изученного: сравнение произведений | – Работа с моделями. – Что общего у этих произведений? (Они о природе, у них одна тема; есть заголовок и фамилия автора — это авторские произведения.) – Чем различаются? – Назовите произведения к каждой схеме. |
9 | 9. Рекомендации для самостоятельной работы дома (по желанию) | – Выучите наизусть стихотворение А. С. Пушкина или второй абзац рассказа Г. Скребицкого. – Выполните задания в рабочей тетради. |