Урок 34. О жизни и творчестве Д. Дефо. Жанр путешествия
Разработки уроков (конспекты уроков)
Основное общее образование
УМК под ред. Б. А. Ланина. Литература (5-9)
Литература
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
Цель урока
1. Научиться выявлять признаки художественной традиции фольклора и литературы предшествующих эпох в творчестве писателя, его новаторство, проявившееся на разных уровнях (постановки проблемы, языка, жанровой формы произведения и т. п.). 2. Научиться воспринимать форму и содержание литературного произведения в свете общеэстетических характеристик искусства и литературы определённой эпохи.
Задачи урока
- 1. Расширение пространственно-географических представлений.
- 2. Усвоение и актуализация литературоведческих терминов: жанр путешествия, детектив.
- 3. Знакомство с биографией Д. Дефо.
- 4. Чтение пятой главы романа.
Виды деятельности
-
Беседа, проверка знаний учащихся, лекция, чтение, интерпретация
Ключевые понятия
-
жанр путешествия, жанр детектива
№ | Название этапа | Методический комментарий |
---|---|---|
1 | 1. Вводная часть урока | Книга Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» открывает тему, очень близкую детям этого возраста: «Образ мечты в литературе: путешествия, приключения, детектив». В произведениях Д. Дефо, А. Грина, Э. По динамичные сюжеты, яркие и сильные характеры, противостояние героев жизненным невзгодам. Во время чтения и изучения художественных текстов учащиеся сами становятся немного путешественниками, искателями приключений или детективами. «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» (главы из романа по выбору учителя). Образ путешественника в литературе. Человек на необитаемом острове: его мужество и умение противостоять жизненным невзгодам. Преобразование мира как жизненная потребность человека. Вопросы и задания для обсуждения 1. В каких известных произведениях русской и зарубежной детской литературы рассказывается о путешествиях? 2. Назовите своих любимых героев-путешественников. Что объединяет героев из разных книг? 3. Что же такое приключенческая литература? Какие характерные черты отличают произведения о путешествиях? С большим удовольствием учащиеся под руководством учителя называют своих любимых героев, вспоминают такие книги, как «Приключения капитана Врунгеля» А. C. Некрасова, «Приключения Незнайки и его друзей» Н. Н. Носова, «Путешествие Гулливера» Дж. Свифта, некоторые ребята уже интересуются произведениями Ж. Верна, Ф. Купера, Р. Л. Стивенсона, Э. По и др. Шестиклассники уже знакомы с древнегреческими мифами, с приключениями Одиссея и его команды. Образы героев-путешественников встречались им и в сказках (например, Синдбад-мореход), наверняка дети знают «Хожение за три моря» Афанасия Никитина. Просмотр слайд-шоу. |
2 | 2. Этап усвоения нового материала | После небольшой беседы с учащимися об их любимых книгах, созданных в жанре путешествия, определения, что такое приключенческая литература, обратимся к жизни и творчеству Д. Дефо. Учащиеся читают статью в учебнике (ч. 1, с. 116–117). Почему его имя стало нарицательным и кого из современных людей сейчас называют робинзонами? Робинзонами называют любителей путешествий и искателей приключений; робинзоны — это одиночки, идеалисты и мечтатели; робинзоны — это первооткрыватели, труженики, возделыватели целины; робинзоны — это покорители дикой природы, её преобразователи. |
3 | 3. Чтение учителем текста | Чтение учителем главы пятой романа Д. Дефо. Уже на вступительном занятии важно обратиться к тексту произведения. Учителю целесообразно самому начать чтение в классе главы из романа. Первые впечатления от чтения учителя помогут учащимся настроиться на самостоятельное погружение в текст. Дайте также возможность шестиклассникам, обладающим хорошими навыками выразительного чтения, прочитать небольшие отрывки «Робинзона Крузо» из учебника. Содержание первой — четвёртой глав раскрывается кратко: семья Робинзона; его побег из родительского дома; бегство; встреча с дикарями. |
4 | 4. Итоговое задание | Ученики вспоминают полное название романа (выполнив задание) и отвечают на вопросы. Вопросы для обсуждения 1. Почему Д. Дефо даёт своему произведению такое длинное название: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки близ устьев реки Ориноко, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим»? 2. Какие цели ставит писатель? О чём мы узнаём, не успев ещё приступить к чтению, только из заглавия книги? 3. О чём хочет поведать читателям Дефо в своём романе? 4. Чем может быть интересен читателю образ человека, заброшенного судьбой на необитаемый остров? 5. Почему Дефо оставляет своего героя на острове именно на двадцать восемь лет? Много это или мало? 6. Если бы вы были писателями, какие черты характера вы постарались бы отразить в литературном герое, находящемся один на один с дикой природой? |
5 | 5. Информация о домашнем задании | Домашнее задание в слайд-шоу. Домашнее задание: 1. Прочитать фрагменты романа «Робинзон Крузо» Д. Дефо по учебнику и ответить устно на вопросы в конце текста из рубрики «Решаем читательские задачи» (ч. 1, с. 220–221). 2. Подготовить и оформить сообщения о биографии Д. Дефо с использованием разных жанров: интервью, репортаж, экскурсия, инсценировка, сочинения и других по следующим темам (на выбор): «Детство и юность Д. Дефо»; «Литературная деятельность Д. Дефо»; «Прототипы Робинзона Крузо». Самостоятельно подобрать для своих работ иллюстрации, используя возможности Интернета, или нарисовать свои рисунки. |